САЙЙИД АХМАД ХАМДИ ХУСАМУДДИН АР-РУКАЛИ АТ-ТАБАСАРАНИ (1848- 1925) САЙЙИД АХМАД ХАМДИ ХУСАМУДДИН АР-РУКАЛИ АТ-ТАБАСАРАНИ -потомок Пророка Мухаммеда (С.А.В) на 40 -м поколении, выдающийся ученый и исламский богослов, обновитель веры 14 века (по хиджри), устаз тариката « Накшибандия - Хамдия», шейх, муршид, кутбу заман, хаифу рражи, хадимул фукьараи . человек бесподобной судьбы, родился в 1848 году в сел. Рукель Нижнего Табасарана в семье известного религиозного деятеля того времени - шейха накшибандийского тариката Саййид Ахмада Саййид Мухаммада . Начальный курс обучения исламским наукам Ахмад Хамди получил у своего отца В 1860 году, после поражение горских народов в иереой Кавказской войне с царской Россией и пленения имама Шамиля, отец Ахмада Хамди принял смелое решение на переселение, вернее, возвращения на историческую родину, так как их предки 400 лет тому назад приехали в Дагестан для распространения и укрепления исламской религии. Ахмад Хамди еще при жизни своего отца получил от него право на шейхский призыв по силсиле Али - л - Аба, После прибытия семьи Ахмада Хамди в Стамбул, турецкий султан и знагь устроили им пышный прием и предложили обустроиться там. Отец Ахмада Хамди. понимал что приходит конец его жгнненному пути в этом бренном мире . отказался от предложенного. поспешил в Хадж. чтобы посетить могилу своего предка - Пророка ( С,А,В,). В 1860году они ( 12-ти летный Ахмад Хамди и его отец) прибыли в Мекку, а затем и в Медину Отец Ахмада Хамди, после посещения могилы Пророка (САВ), на третьем дне хаджа, умер. Его похоронили на кладбище «Баки» г. Медины Ахмад Хамди после похорон отца вернулся в Мекку. Влиятельные друзья и сорагники отца взяли над Ахмадом Хамди опекунство и создали ему хорошие условия для нродолжения >чебы. Завершив свое учебу в Саудии, Ахмад Хамди вернулся в Турцию. Он стал углублено изучать шариатские науки сразу у двух известнейших алимов того времени : Шейха Хасана- ал-Файзи и Шейха Хаджи Мустафа Эфенди. и прнобщился к тарикату. Впоследствии Ахмад Хамди становится преемником Шсйха Хасана- ал- Файзи, который вел в ту время нахшибандийский тарикат по линяи Абу Бакра ( р.а.). В 1883 году Ахмад Хамди для шейского призыва отправился в Анкару и благодаря своим недюжинным зианиям . этике и службе Всевышнему Аллаху (с.т.) становится общепризнанным религиозным лидером верующего народа. И благодарный верующий народ дал ему имя - Шейх Эфенди. В Анкаре он начал работать над Тавсиром Корана и заложил основу очень многим фундаментальным книгам шариата. С 1889 по 1897 годы он живет попеременно, то в Стамбуле, то в Бурсе. В 1897 году турецкий султан отправил его в изгнание в Африку - г. Триполи. В изгнании он прибыл одиннадцать лет. Где бы не находился Шейх Эфенди, он везде распространял и укреплял исламскую религию, строил мечети и медресе, высшие учебные заведения, куда стекались огромные массы народа, нуждавщиеся в познании шариата Аллаха( С.Т.) и сунны Пророка (САВ). После окончания ссылки, он вновь вернулся в Турцию. По делам религии ему приходилось часто менять место жительства, и он попеременно проживал в различных городах: Стамбуле, Бурсе, Измире, Сиври - Хисар. В Стамбуле его дом стоял вблизи знаменитого в исламском мире мечети - « Зеленная Мечегь». В 1918 году, при сильном пожаре сгорел и его дом. Погибла его огромнейшая библиотека. С угрозой для своей жизни, она из дочерей Ахмада Хамди еле-еле спасла от огня чемодан с некоторыми рукописями отца. Перу Ахмада Хамди принадлежать очень много дошедших до наших дней, шариатских трудов . Он умер в возрасте 79 лет и похоронен в Турции. Приемником и продолжателем пути после Саййида Ахмада Хусамуддин ар-Рукали Ат-Табасарани в нашибандийском тарикате стал Зияуддин Юсуф Хаджи Курихи.
Автор Омаров Омар Хаджи
_________________ История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!
|