|
Регьбер\Админ |
|
Зарегистрирован: 08-01, 11:58 Сообщения: 836 Откуда: Европа
|
АБДУЛЛА ЭФЕНДИ КУРИХИ ( 1886-1989) ( алим- арабист, муршид, устаз, шейх Накшибандийского тариката) АБДУЛЛА - ЭФЕНДИ КУРИХИ родился в 1886 году в Табасаране, в селении Гурик, в семье труженика - земледельца. Его отец--Абдурагим сын Сефера ¬пользовался большим авторитетом среди жителей региона - как знаток шариата и обращались к нему за советом в любых жизненных ситуациях. Абдулла - Эфенди был единственным сыном и опорой Абдурагима. Он, не раздумывая, отдал своего сына в медресе Юсуфа-Хаджи Курихи. Став таалимом, Абдуллэ - Эфенди с большим желанием и упорством стал изучать исламские науки и богословие. За безупречную веру в Аллаха и за усердное следование сунне Пророка (с.а.в). Абдулла - Эфенди быстро снискал уважение у своего наставника - Юсуфа-Хаджи Курихи,. а также среди изучающих Ислам и мусульман региона. С возрастом углублялись и крепли шариатские знания у Абдулла - Эфенди. Удивляли всех его разум, все нарастающие знания. За это Юсуф-Хаджи, полюбил его как сына и отдал ему в жены свою любимую дочь - Сарат. После завершения своей учебы у выдающего ученого арабиста, устаза, муршида. шейха Накшибандийского толка - Юсуф-Хаджи Курихи, Абдулла -Эфенди стал общаться с выдающими учеными - арабистами того времени. Он посещал их для усовершенствования своих знаний, иногда, преодолевая при этом большие расстояния. Каждый из этих ученых передавали ему то, что ему так было нужно - сокровенные тайны Ислама и шариатские знания. У некоторых ученых - арабистов он пребывал целыми годами. Когда в 1917 году в России произошла Октябрьская революция, большевики стали преследовать и уничтожать алимов и шейхов Ислама, Очень много хороших людей и исламских ученых, не доходя до высылки Сибири, погибали по дороге. Верующим запрещалось: молиться, поститься, уплачивать Закат и совершать другие хорошие шариатские деяния. Юсуф - Хаджи Курихи и Абдулла - Эфенди на себе испытали всевозможные атеистические гонения. Народ, не выдержав эти бесконечные гонения и обескровливание общины, 1934 году в Табасаране поднял восстание. Произошли серьезные вооруженные столкновения с коммунистическим режимом. Применив регулярные войска, их восстание было подавлено большевиками . Оставшихся в живых и всех раненных повстанцев, их семьи, большевиками были расстреляны в холмах местности Сталин- чюллер. Юсуф-Хаджи Курихи, мудро заметив, что Ислам в регионе может быть уничтожен на корню, позвал к себе Абдулла-Эфенди и сказал ему: « Надо подчиниться нынешним законам, ибо, в народе ни останется никого, кто сможет сохранить религию Ислам». Еще в 1920 году, Абдулла- Эфенди получил разрешение от своего Устаза на шейхский призыв и стал распространять баракат. В 1932 году Юсуф-Хаджи Курихи ушел в мир иной и вся ответственность за сохранение и распространение Ислама в регионе лег на хрупкие плечи Абдулла- Эфенди. НКВД. КГБ через своих осведомителей, стали контролировать каждую саклю. Те семьи, в которых сохранялся поклонения Всевышнему Аллаху (с.т.) становились объектами всеобщего преследования народа неверного во главе с атеистической знатью. Было запрещено омовение покойников, ритуальное погребение усопших и т.д. Когда началась Великая Отечественная война, трое сыновей Абдулла - Эфенди стали на защиту Отечества. Двое из них геройски сражаясь, погибли на фронте, один вернулся домой с многочисленными ранениями. Послевоенные годы продолжалось наступление атеизма и преследование верующих коммунистическим режимом. Благодаря Абдулла-Эфенди, в те лихолетья, хоть и была немногочисленной мусульманская община, в тайне совершались пятничная и таравих службы. Начав свой шейхский призыв с 1920 года, к 1970 годам Абдулла - Эфенди имел бесчисленное количество мюридов от Кубинского округа и до Астрахани. Абдулла- Эфенди проживал в своем селении. В 1970 году к нему явилась делегация мусульман, которые предложили ему для шейхского призыва переехать в город Дербент, что им было принято. Абдулла- Эфенди знал очень много языков в совершенстве, владел поэтическим пером. Проживая в городе Дербенте, он в своем доме открыл исламский центр непрерывного образования. Туда мог приходит любой желающий изучать Коран или достичь широкие исламские знания и науки. И там, по индивидуальной программе обучались очень много способной молодежи с различных весей и регионов. Одним из выдающихся учеников и является Сиражутдин - Эфенди Хурикский. В 1989 году Абдулла- Эфенди тяжело заболел. Он позвал к себе Сиражутдина - Эфенди и дал ему разрешение на шейхский призыв. Умирая, Абдулла-Эфенди завещал Сиражутдину - Эфенди открыт Исламский Университет в городе Дербенте. Абдулла-Эфенди ныне покоится в древнейшем историческом кладбище - Кирхляр. Его могила является местом зиярата его многочисленных мюридов и мусульман.
Автор Омаров Омар Хаджи
_________________ История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!
|
|