ииииии: СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА Содержание 1. Промывальни золота и рудники самоцветов Поход 913/914 — аль-Масуди. 2. Асари-Дагестан 5 3. История Ширвана и Ал-Баба. Б. Дербенд (Ал-Баб) 163 4. Дербенд-наме 171 5. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа (А.П. Новосельцев) 196 6. Сасанидская титулатура правителей Кавказа по арабо-мусульманским источникам 201 7. Дербент-наме. Текст. ч.2л.10б Мусульманские войска, 214 8. Дарбанд-наме (Гунойский список) 225 9. Дербенд-наме (Румянцевский список)
2 10. Книга путей и государств 261 11.«Китaб-ал-а'лaк-ан-нефuса» (книга драгоценных камней). 278 V. Ибн-Рустэ. 12. Книга стран Китаб ал-булдан 282 13. Ибнал-Факихал-Хамадани Книга стран 301 14. Йакут Ал-Хамави Алфавитный перечень стран Му'джам Ал-Булдан 316 15. Книга стран Китаб Ал-Булдан Слово о Табаристан 318 16. Табаристан помашхадской рукописи труда Ибн Ал-Факиха Ал-Хамадани 337 17. Современный табасаранский алфавит 351 18. Книга путейи стран Китаб Ал-Масалик Ва-Л-Мамалик 351 19. Гюлистан-И Ирам. Аббас-Кули-Ага Бакиханов (от смерти Надир-Шаха до заключения Гюлистанского мира между Россией и Персией 1747-1813 гг.) 353 20. Гюлистан-И Ирам. Аббас-Кули-Ага Бакиханов от вступления на престол Сефевидов до смерти Надир Шаха (906/1501 - 1160/1747 гг.) 374 21. Дербент-наме. Переволы с тюркского и арабского списков 401 22. ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ И ЦАРЕЙ АТ-ТАБАРИ
иииии: ТАБАСАРАН Не пером написана история моего народа - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками. «Почти ни один завоеватель не миновал Табасарана. Гунны, сасаниды, арабы, сельджуки, монголы, турки, персы – все эти … побывали здесь…». Топонимика почти каждого аула по сегодняшний день сохранила следы пребывания этих варваров. Более того, по всему Табасарану раскиданы безымянные кладбища с наспех поставленными необтесанными плитами над могилами непрошеных «чужеземных гостей». В каждом ауле бытуют легенды о борьбе табасаранского народа с полчищами. Краткое содержание легенд таково, что варвары поголовно истребляли все трудоспособное население, а женщин с грудными младенцами собирали на ток-площадку для молотьбы и устраивали по ним скачки и молотили копытами коней. Население аулов Кулик, Ряхжиг, Цуриг, Гариг, Джатри, Журдаг, Дирчи избрало предводителем в борьбе против Надир-шаха некоего Мажвада. Однако Мажвад вместе с "сыновьями Джюга" перебежал сторону врага. Другой руководитель горцев - Навруз из Кулика (Кьуликк) героически погиб при обороне Куликовской крепости от иранцев. Иранцы долго осаждали ее. Наконец, когда защитники были изнурены осадой, иранцы смогли захватить крепость. Однако вскоре об этом узнали гунинцы (с. Гуни) - жители Верхнего Табасарана. В ту же ночь они прибыли к Кулику, напали на иранцев, находившихся в крепости, и истребили их полностью. Около с. Куштиль Хивского района до сих пор есть местность, называемая Гюни-Раццар, означающее «Кровавые ток-площадки», в память о "молотьбе шаха", особом виде казни, производившимся войсками Надир-шаха во многих селениях Дагестана: связанных людей укладывали сплошным слоем на ровном месте и затем гоняли по ним упряжки лошадей с молотильными досками до тех пор, пока все не погибали. Цудук (Ц IУДИХЪ): Кровавые камни (Ифдин гъарзар) - в новолуние рисунки на этих скалах, нарисованные кровью, узнаются на расстоянии - на западе, 2,5км. Любопытным является и проклятие, бытующее в Табасаране, но употребляемое не по мелким поводам, а в отношении измены, предательства, подлости: "Двадцать тысяч проклятий тебе!". Такая его гиперболическая форма, скорее всего, связана с исключительно большим (даже по дагестанским меркам) количеством невзгод, обрушивавшихся на этот уголок Дагестана. И еще одно поверье бытующее в Хучни, в Ерси и некоторых других аулах Нижнего Табасарана, что аул сгорал (разрушался) до тла семь раз - и семь раз вновь возрождался на том же месте. В этой фразе лаконично изложен весь смысл истории Табасарана. К слову сказать, проклятья - это целый жанр табасаранского фольклора, заслуживающий изучения и не лишенный исторического интереса. И каждый из этих варваров оставил свой отпечаток в истории моего маленького гордого народа. Историография Табасарана Существует множество версий относительно происхождения племенного и географического названия Таба-сар-ан, в том числе и учитывающие его иранскую этимологию, однако все они малоубедительны, поскольку отталкиваются от этой формы как от исходной. А между тем во всех источниках, созданных до монгольского нашествия, зафиксирована лишь одна форма этого топонима, а именно – ﻥﺍﺭﺴﺭﺒﻂ Табар-сар-ан. Впервые это название упоминается в числе персидских титулов, которые Хосров I Ануширван дал местных владетелям, а также ворот, «которые являются входами в ущелья горы ал-Кабк», контролируемыми различными племенами (Баб филаншах, Баб табарсараншах и др.). Подтверждая сведения ал-Балазури, ал-Йа‘куби и других своих предшественников, Йакут ал-Хамави приводит идентичный материал, но со ссылкой на «книги персов». Табар-сар-аном этот край называл и автор местной хроники Та’рих ал-Баб (начало XII в.), житель Дарбанда. Безо всякого сомнения, Таба-сар-ан – искаженная форма названия Табар-сар-ан, засвидетельствованного во всех арабо-персидских источниках, но никак не наоборот, как считалось до сих пор. Под влиянием языка исконного населения этой местности срединный звук -р вследствие редукции выпал, и Табар-сар-ан превратился в Таба-сар-ан. В переводе с персидского языка форма множественного числа ﻥﺍﺭﺴ саран (мн. от ﺭﺴ сар «голова», «вершина», предводитель»; в пехлевийской транслитерации sl) означает «предводители войска», «военачальники». Еще одно значение сар – “избранник”; соответственно, в множественном числе это слово, возможно, отражает практику избрания местных военных предводителей, которая сохранялась вплоть до прихода арабов. История Табаристана изложена Сайедом Захируддином Мараши и издана академиком Б. А. Дорном («Geschichte von Tabaristan», Pers. Text, СПб., 1850). В Оксфорде имеется рукопись Мухаммеда сына эль-Хасана, «Тарихи-табаристан», то есть история Табаристана (доступ к рукописи ограничен –непонятно по каким причинам). При Сасанидах представлял собой независимое владение Мазандаранских правителей. В составе Арабского халифата, при Саманидах, Сельджукидах и монголах здесь правили местные мазендеранские династии. В конце XVI века при шахе Аббасе I местная династия была ликвидирована, а провинция была включена в государство Сефевидов. Термин табур ﺭﻭﺒﺎﻂ и на персидском, и на арабском языках означает «отряд», «шеренга», «линия строя», обнаруживая тем самым прямую аналогию с термином ас-суфуф «ряды», «шеренги войска». В таком случае Тапуристан/Табуристан – название, указывающее на систему военной организации локальных обществ в Юго-Западном Прикаспии, а Табур-сар-ан (букв.: «предводители отрядов», «избранники отрядов») – эквивалент арабского термина а‘йан ас-суфуф, который Та’рих ал-Баб использует в качестве обозначения военной элиты пограничных крепостей в Табар-сар-ане, иными словами, сар-хангов, управлявших рустаками Баб ал-абваба. Особую важность для установления значения корня ТБР имеют диалекты, распространенные в самом Табаристане, которые в достаточной степени различались от других диалектов персидского языка. Согласно Захир ад-дину Мар‘аши, на «табаристанском языке» слово ﺭﺒﻂ табар имеет собственное значение, а именно – «гора»; соответственно, Табаристан – это «Горная страна», полная калька названия другой «Горной страны» – Дагестана. По этой причине Б.А.Дорн для термина табар предлагает только это значение – «гора». Таким образом, буквальный перевод названия табар-сар-ан в той форме, в которой оно засвидетельствовано в источниках – «предводители гор», «военачальники гор». Табасаран- на табасаранском языке это страна холмов (таб,тав) и приморских равнин (аран). АРРАН — неарабское название обширной области со многими городами, в числе которых Джанза, а народ ее называет Ганджа, Барда, Шамкур и Байла-кан. Между Азербайджаном и Арраном протекает река под названием Аррас (Аракc). Все, что находится западнее и севернее этой реки, относится к Аррану, а что находится восточнее ее, к Азербайджану. Примечательно, что источники подразумевают под Табар-сар-аном «войско», причем утверждается, что Табар-сар-ан – «лучшее войско Баб ал-абваба». В одном из списков Дарбанд-нама утверждается, что «прежде войско Дарбанда [набиралось] из Табар-сар-ана». Далее, источники связывают категорию ахл ас-сугур главным образом в Баб ал-абвабом. Исходя из значения сагр «пограничный пост», становится ясно, что речь идет об обитателях крепостей, возглавляемых военачальниками, т.е. сарами, и расположенных в округе Дарбанда, прежде всего на территории т.н. «Верхнего Таба-сар-ана». Большая часть крепостей Дарпушта (Дарвак, Ирси, ал-Хумайдийа и др.), называемых рустаками Баб ал-абваба, так же как Горная стена, расположены как раз на территории Верхнего Таба –сар-ана Исследование вопросов исторической географии отдельных регионов Дагестана в разные эпохи, в том числе и Табасарана, является одной из актуальных задач науки. Для раскрытия темы нами использованы письменные источники, свидетельства очевидцев. Это сообщения письменных документов, вещественных памятников, данные этнографии, фольклора, языка, топонимики и т.д. Большой интерес для изучения этих вопросов представляют труды древнеармянских, арабских авторов, а также «История Ширвана и Дербента X-XI вв.», «Дербент-намэ» и др. Важные историко-географические данные содержат эпиграфические памятники. Вопросы исторической географии Табасарана затронуты в «Истории Дагестана», в трудах P.M. Магомедова, А.Р. Шихсаидова, Х.Х. Рамазанова, А.А. Магометова, Л.И. Лаврова, ВТ. Гаджиева, М.Р. Гасанова, Б.Г. Алиева, М-С.К. Умаханова и др. Однако вопросы исторической географии Табасарана всего лишь обозначены и целью настоящей статьи является сведение воедино имеющихся данных по этой теме. На географическую карту Табасарана большое влияние оказали внешнеполитические факторы - разносторонние многовековые связи, нашествия иноземных завоевателей. Эти особенности определяются в первую очередь положением Табасарана, как ближайшей области, расположенной к Дербенту, а также приморскому проходу. Население Табасарана с V-VI вв. было этнически разнородным, хотя преобладающее место занимали местные жители - табасараны. Колонии персидских поселенцев, а также арабских семей, здесь так же были многочисленны, и это подтверждалось как письменными источниками раннего средневековья, так и позднейшими данными. Все средневековые авторы Табасаран локализуют на юго-востоке Дагестана на территории, ныне населенной табасаранами. Согласно сведениям, приводимым арабскими авторами в VII в., Табасаран представлял собой отдельный политический организм, В арабо-язычных сочинениях и местных хрониках часто встречается упоминание о Табасаране, о табасаранцах в связи с нашествиями иноземных завоевателей. Территория Табасарана на севере соприкасалась с Хайдаком, на северо-западе с Гумиком, на юге с Лакзом, на востоке с Баба-ул-Абвабом, на юго-востоке с Маскатом и Ширваном. Табасаран не только граничил с ними, но и сыграл важную роль в политических событиях, связанных с историей Кавказа. В VII в. с целью укрепления в Дагестане своих позиций из разных областей Ирана в район Дербента и соседний Табасаран были переселены тысячи семейств татоязычного населения. Они были поселены в ее. Зидьян, Бильгады, Камах, Гимейди, Марага, и др. аулы нынешнего Дербентского и Табасаранского районов. Таким образом, население Табасарана становится полиэтническим. Как отмечают исследователи, в раннем средневековье Табасаран занимал значительную территорию юго-восточного Дагестана. «Земли, подвластные городу (Дербенту - М.Г.) были незначительными, - пишет А.Р. Шихсаидов, - простираясь на несколько десятков километров к югу и юго-западу от города, что можно объяснить военно-политическим престижем соседних владений (Ширван, Лакз, Табасарана и т.д.). Территория города-государства ал-Баб, как считает В,Ф. Минорский, простиралась только на очень короткое расстояние за пределами городских стен». Все это дает основание полагать, что Табасаран непосредственно граничил с Дербентом. В зависимости от обстановки на восточном Кавказе иногда Табасаран граничил с Ширваном, и последний должен был установить отношения с Табасараном еще раньше, чем с ал-Бабом. Большой интерес для выяснения географического положения Табасарана представляет сообщение Абу Хамида ал-Гаранати. По его данным, Табасаран распадался на 24 рустака. Рустак - это группа деревень наподобие русской волости, в которую входили от пяти-шести до десяти деревень. Если допустить, что рустак состоял в среднем из 6 аулов, то в Табасаран входило более стосорока аулов. Все это дает основание считать, что в состав Табасаранского майсумства входила не только территория нынешнего Табасаранского района, но и часть территории Дербентского района - Гимейди, Билгади, Кемах и др. вплоть до Дербента. О Табасаране, как о политическом и географическом целом, свидетельствуют факты упорной борьбы его жителей с сефевидами во второй половине XI в., в частности шейхов Хейдара и Джунейда. «Средневековые авторы, - пишут XX. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов, - часто выделяют Табасаран как значительное государственное образование. Так автор «Джахан-намэ» пишет о Табасаране на южном склоне Кавказа добавляет, что это -«укрепленный замок, в районе которого живет 40000 семейств». В первой половине XVI в. территория, населенная табасаранцами, продолжала составлять единое самостоятельное владение - майсумство Табасаранское, граничащее на севере с уцмийством Кайтагским, на юго-востоке с Дербентским ханством, южнокюринскими обществами. В майсумство входили и ряд сел современных Дербентского и Сулейман-Стальского районов. О Табасаране, как о едином владении, упоминают русские источники. Наряду с майсумством, на части территории Табасарана существовали союзы сельских обществ. Жители Табасарана, поддерживаемые остальными дагестанскими народами, в течение полутора месяцев оказывали упорное сопротивление иранским завоевателям. Но под напором значительных сил противника отступили в горы. Захватив значительную территорию Табасарана, шах в отместку за убийство своего отца Джунейда бесчеловечно расправился с мирным населением. Из вышеизложенного можно заключить, что вряд ли Табасаран мог воевать с грозным завоевателем Исмаилом I, если он не представлял из себя единое целое. В XVI в. в майсумстве обостряются классовые противоречия, приведшие к углублению феодальной раздробленности. Сепаратистские устремления феодальных группировок усилились во второй половине XVI в. в связи с обострением классовых противоречий и усилением вмешательства сефевидов во внутренние дела Табасарана. Размах междоусобной борьбы усилился во второй половине XVI в. На власть майсума претендовали не только представители майсумского рода, но и кадий. По имеющимся данным, майсумство распадается на два владения. Согласно эпиграфическим данным, майсумы в с. Джарах переселились во второй половине XVI в., на что указывают и архивные материалы. «Между беками из майсумского рода, - говорится в документе, - разгорелась междоусобная война, в которой принял участие и народ». Наряду с майсумством возникло и владение кадия. Документы конца XVI в. упоминают владетелей «табасаранского Максута князя» и табасаранского «князя Кадий Зихрар» сына. В майсумство и кадийство, наряду с табасаранскими, входили аулы, населенные азербайджанцами, татами. Установить численность жителей Табасарана в XVI-XVII вв. из-за отсутствия материалов невозможно. Табасаран распадался на союзы сельских обществ: Дирче, Девек и др. О табасаранских владениях XVII в. можно судить и по той борьбе, которую вели жители этих владений против иранских и турецких завоевателей. В XVII в. табасаранские правители предпринимали попытки расширения своих владений. По свидетельству А.-К.А. Баки-ханова, во времена правления турок (конец XVI-нач. XVII вв.) табасараны овладели территорией, принадлежавшей Щабрану. Турки, имея в ней нужду, не требовали возвратить его. Следует отметить, что табасараны заняли важную территорию, ибо «владея этим пунктом, затрудняли сообщение между Дербентом и Шабраном». Мы располагаем разнообразными материалами для характеристики географического положения Табасарана в XVIII-нач. XIX вв. «В первой половине XVIII века, - пишут Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов, - территория Табасарана начиналась от города Дербента и простиралась до владения кайтагского уцмия». О территории, входившей в Табасаран, И.Г. Гребер в первой четверти XVIII в. писал, что Табасаран «начинается близ города Дербента, простирается к норду до хайдаков и карахайдаков, которых оной разделяет река Дарбах, к весту до Зурхаева владения, которые разделяет Агула, к зюйду до куролей, от которых оной востримы горами отделен». Во второй половине XVIII в. происходит дальнейший распад табасаранцев на еще более мелкие политические единицы. Так, по сведениям П.Ф. Колоколова, около 1780 г. кадий Муртузали, воспользовавшись смертью Муртазали-майсума, завладел магалом Ярей. Затем его сын Рустам-кадий завладел магалами Хучни и Таей, жители же магалов Чуркул и Хыраг признали себя независимыми. С того времени наследники майсумов управляли магалами Хараг-Шилли, Агул-дере, Амергу и Этег. В «Описании Дагестана 1796 г.» Д.И. Тихонова говорится: «По правой стороне ее (реки Дарбах-М.Г.) течения до самого почти места укрепления персидского шах Надыра, называемого Иранхараб, принадлежат земли табасаранским владельцам Махмуту, а вверх реки - кадию и Махмет беку». В XVII-нач. XIX вв. происходит процесс дальнейшего дробления феодальных владений и союзов сельских обществ Табасарана на более мелкие единицы. Так, жители аулов Хурик, Ханаг и др. термином «нитрикар» называют жителей аулов Хив, Хоредж, Кандик, Чувек, Куштиль, термином «калукар» называют жителей, занимавших территорию южнее горы Калук (около аула Тюряг), термином «элетар» - население аулов, расположенных восточнее хребета Касырт, тянущегося от аула Ружник до Мехтикент (аулы Сыртыч, Тинит, Чулат и т.д.). Жителей группы аулов - Гурик, Ляха, Гисик, Дагни, Гюхряг, Куваг, Харни, Кулиф и др. - хурикцы и их соседи называют чуркулар, а жителей ее. Кужник, Шилла, Гулли, Улзиг, Чурдаф и др. — хырхъар. Под термином «галандар» (от «гал» - кутан, зимнее пастбище) подразумеваются жители с. Дюбек, где живут табасараны и жители азербайджанских сел - Ерси, Дарваг, Марага и др. У жителей южного Табасарана существуют свои названия населения групп аулов или союзов обществ. Так, ничрасцы жителей аулов, расположенных севернее Рубасчая, - Гурик, Ханаг, Хурик, Пилиг и др. называют чуркулар. А жителей ее. Гуми, Кюряг, Ляхля и др. - гъуннар. В связи с названием жителей группы аулов северного Табасарана гъуннарами следует отметить, что у табасаранцев бытуют легенды о гуннах и об их пребывании в Табасаране. Одну из легенд записал известный лингвист, член Российской Академии П.К. Услар. Интересно, что он в своей работе подчеркивает: табасараны свой язык называют «гъумгъум ч1ал». Другая легенда, связанная с гуннами - это легенда о Базузайхане. Согласно этой легенде, гунны напали на местного владетеля Базузайхана и разграбили его имущество. Возвращаясь к этнониму «гъунны», следует отметить: существует предположение, что он происходит от слова «гъун» - терраса, поэтому жителей аулов, занимающих террасообразную территорию, называют «гьуннар» - гунны. Таким образом, начиная с раннего средневековья, в зависимости от внутреннего развития Табасарана, Дагестана и всего Восточного Кавказа в целом, а так же от внешнеполитического положения этого региона, границы Табасарана и его владений менялись. На стыке четырех районов - Хивского, Агульского, Кайтагского и Табасаранского - расположено небольшое (чуть больше 60 хозяйств) село Хараг Табасаранского района. Хараг является центром Кужникской сельской администрации. Местные жители связывают происхождение названия своего села со словом хьар - хьарагъ - пещера. Вдоль западной стороны села расположены высокие скалы с пещерами. Такое название село получило потому, что первые дома были выстроены над скалой. Когда был образован Хараг, точно неизвестно, но есть версия о том, что всю эту полосу Верхнего Табасарана - от с. Куштиль Хивского района до с. Кужник Табасаранского района - называют «гьуннар»,
ииииии: Табасаранский ЯЗЫК Бабан ч1алниинди гафар ап1инай йиз ватанагьлийир табасаранар. Самоназвание - табасаран ч|ал ("табасаранский язык"), бабан ч|ал ("материнский язык"). [название на иностранных языках] английский эквивалент:tabasaran немецкий: tabasaranisch французский:tabassaran [общие сведения о языке] Семья северо-кавказская группа нахско-дагестанская. Алфавит табасаранского языка впервые был составлен в 1928 году. В своей основе он имел латинскую графику. Первая книга на этом алфавите была издана в 1931. В первой версии алфавита не было заглавных букв, они появились лишь в 1933 году, когда алфавит претерпел реформу. Табасаранский латинизированный алфавит 1931—1937 гг. В 1938 году табасаранский алфавит, как и алфавиты других языков народов СССР, был переведён на кириллицу. Первый вариант табасаранского алфавита на кириллической графике: А а, Б б, В в, Г г, Гъ гъ, ГI гI, Д д, Джв джв, Е е, Ж ж, Жв жв, З з, И и, Й й, К к, Къ къ, Кь кь, КI кI, Л л, М м, Н н, О о, П п, ПI пI, Р р, С с, Т т, ТI тI, У у, УI уI, Ф ф, Х х, Хъ хъ, Хь хь, Ц ц, ЦI цI, Ч ч, Чв чв, ЧI чI, ЧIв чIв, Ш ш, Шв шв, Щ щ, Ъ ъ, Ы ы, Ь ь, Э э, Ю ю, Я я. Современный табасаранский алфавит. По данным БСЭ (1955 год, т. 37) табасаранский алфавит использовал следующие дополнительные буквы: Аь аь, Гъ гъ, Гь гь, Жв жв, Жъ жъ, Къ къ, Кь кь, КI кI, ПI пI, ТI тI, Уь уь, Хъ хъ, Хь хь, ЦI цI, Чв чв, Ччв ччв, ЧI чI, ЧIв чIв Шв шв, I, Дз, дз. В табасаранском языке много слов с употреблением этих букв: жви - мужчина, жвулли - мелький......., швеъ - медведь, швит1 - свист, швушв - невеста......, чвул -- осень, чвукк -- сарай для сена.....,ч1вурд - минарет, ч1вал - ива, ич1врув -- приправа(ццур) из слив , гъиччвар --- смородина, уччвур --- красивый, муччвур --- лошка, йиччв --- мёд...., зав ---- небо, дзадз --- колючка... УрчIвудваржагъзурна урчIвудваржна урчIвуцIурна урчIвуб –девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять, Чвччву – брат (делал, сказал, ..). Гъуьмп1атIатIа – лягушка. Вряд ли найдется представитель другого народа, который смог бы произнести эти слова. Табасаранский язык относится к одному из самых сложных языков в мире и занесён в книгу рекордов Гиннеса, по сложности стоит после языков североамериканских индейцев чиппева и хайда. Очень схож с агульским языком. Имеются заимствования из северо-кавказских языков, арабского, иранских, тюркских. Заимствования последнего времени в основном из русского языка. Система письма — кириллица. В основу литературного табасаранского языка положена фонетическая и грамматическая система нитрихского диалекта. Табасаранский литературный язык в настоящее время находится на стадии становления. Часть лексики стоит на стыке между диалектным и нормативным, разговорно-просторечным и литературным употреблением. В табасаранском языке два резко противопоставленных друг другу диалекта: северный и южный (развивается галинский - этегский), каждый из которых объединяет группу. Оба диалекта взаимно противопоставлены целым рядом фонетических и грамматических особенностей. Целый ряд грамматических форм образуется в южном и северном диалектах по-разному. Например, если отрицательные формы глагола в южном диалекте образуются посредством префикса м-, то в северном он инфиксально вклинивается в корень глагола; северному диалекту не свойственен способ образования некоторых отрицательных форм посредством редупликации слога основы глагола и т.д. В северном диалекте классному показателю -б соответствует -в. В говорах южного диалекта встречается двадцатеричная система счета, чего нет в северном диалекте. выделяется своеобразный говор селения Чувек. Северный диалект [North Tabasaran (Khanag, Misib, Wider Ghumghum)] - Самоназв. - misibdin. В Табасаранском районе Дагестана, в верхнем течении реки Рубас [Rubas]. В северном диалекте имеются геминированные спиранты, отсутствующие в южном диалекте. Говор селения Дюбек [Dyubek (T'iwkan)] - В бассейне реки [Dyubekchay]. Селение Дюбек [Dyubek] и другие. Выделяется в ряду других. Имеет значительные особенности в фонетике, морфологии и лексике. Говор Хурик [Ghumghum (Khurik)] - Самоназв. - Xurk:in (ğumğum, ğunnar). В нижнем течении реки [Dutsa]. Селение Хурик [Khurik] и другие. Говор [Khirghan] - Самоназв. - Xirq'an. В бассейне среднего течения реки [Khanagchay]. Селение [Khuzhnik] и другие. Говор Чуркул [Churkulan] - Селение [Gurik] и другие. Говор Кухрук [Qukhrik] - Селение [Gumi] и другие. Говор Сувак [Sughak] - На севере Хивского района. Селение [Vertil'] и другие. Говор [Kurkak (Kurkakh, Kurkkan)] - В бассейне реки [Aradir]. Селение [Kurkak] и другие. Говор [Akhit (Arkit)] - Селение [Arkit] и другие. Южный диалект [South Tabasaran] - Самоназв. - q'adirin; (агул.) uxan. В Хивском и Табасаранском районах Дагестана. Основа литературного языка. Письменность с 1928 на латинской основе, с 1938 - на кириллице. В южном диалекте имеются заднеязычные и фарингальные лабиализованные согласные, которых нет в северном. Нет характерного для северного диалекта звонкого фарингального къ. Согласным чI, дж южного диалекта в северном регулярно соответствуют тI и д (иногда р). Говор [Qaluq (Q'aluqan)] Нитрикский говор [Nitrik (Nit'riqan)] - В "Языках мира. Табасаранский язык. Б.Г.-К. Ханмагомедов." говорится что нитрикский говор с некоторыми элементами северного диалекта лег в основу литературного языка. Этегский говор [Eteg (Etegan)] - Наиболее отличается. Включает в себя и отдельные особенности северного диалекта, а в некоторых случаях - обоих диалектов. Фонетика. Особенность фонетической системы табасаранского языка - наличие четырех оральных и двух умлаутизированных гласных. В диалектах есть фарингализованные гласные. Среди согласных - глухие смычные геминаты (пп, тт, кк, цц, чч), денто-лабиализованные (джъ, чъ, ччъ, чIъ, жъ, шъ), заднеязычный звонкий спирант гг и фарингальные спиранты гI и хI. Ударение слабое, разноместное. Морфология. Категория грамматических классов имен исчезает. Имеется грамматический класс разумных существ и грамматический класс неразумных существ и предметов. Существительные изменяются по падежам и числам. Для Табасаранского языка характерна развитая система падежей: от 48 до 52 падежей (прежде всего за счет серии локативов). Относительные местоимения отсутствуют. Существительное в род. п. выполняет роль относительного прилагательного. Есть количественные, порядковые, дробные, кратные и разделит, числительные. В глаголе различаются категории лица, числа, времени, наклонения, способа действия. Глагол имеет сложную систему. Глагольная основа может быть осложнена локальными превербами, префиксами, показателями грамматич. класса имен и др. Синтаксис. Для синтаксиса характерно простое предложение с номинативной, эргативной, дативной конструкциями. Порядок слов в предложении относительно свободный, обычный порядок: подлежащее, объект, сказуемое. Лексика. Имеются заимствования из северо-кавказских языков, арабского, иранских, тюркских. Заимствования последнего времени в основном из русского языка. Письменность и орфография Система письма - кириллица. Вопросы о долгих и кратких гласных и о дифтонгах табасаранского языка. Ваджибов М.Д. Долгие и краткие гласные Долгие гласные характеризуются длительностью в произношении по сравнению с другими гласными, а для кратких гласных характерна меньшая длительность в произношении, чем для долгих и для нейтральных в отношении к признаку “долгота-краткость” [6: 106]. П.К. Услар отмечал, что в табасаранском языке решительно не существует различия между долгими и “короткими” гласными. А.М. Дирр писал, что “в табасаранском языке нет долгих. Конечно, неударяемые гласные беглее, короче других…”. Долгие и краткие гласные, по А.А. Магометову, - это результат фонетических изменений. Б.Г.-К. Ханмагомедов отмечал , что в различных говорах ТЯ представлены долгие и краткие гласные. На взгляд К.Т. Шалбузова, гласные в отношении к признаку “долгота-краткость” в СТЛЯ нейтральны. Долготу имеют лишь некоторые заимствования. Отмечено, что эта долгота является отголоском качественной характеристики гласных, она в орфографии СТЛЯ не отражена. В литературе констатировано, что долгота гласных не имеет фонематического значения. Нам думается, что в табасаранском языке долгие гласные а, аь наличествуют в словах иноязычного происхождения, ср.: ъажжугъ (аз.) “гнев, гневный”, лазим (ар.) “нужный”, ъаьлим (ар.) “ученый”, маьлим (ар.) “учитель” …. Между тем, в литературе отмечено, что “в немногочисленных заимствованных словах с долгими гласными ударный гласный не совпадает с долгим”, что наглядно отражено в указанных выше примерах. В отличие от литературного табасаранского языка, в ряде говоров нитрикского диалекта нами зафиксированы слова, в которых представлены долгие гласные. Ниже даем примеры, в которых долгие гласные выделены и подчеркнуты снизу. Литературная норма и форма в диалекте даны через вертикальную черточку и на первом месте дана литературная норма, а на втором - форма в диалекте, ср.: ъагъзур/ъазур “тысяча”, jагълачи/jалачи “сковородка”, jагъчIвур/jаьчIвур “сорок”, гьагъму/гьому (мест.) “расположенное далеко наверху” и пр. Как видим, в указанных примерах на месте долгих гласных в СТЛЯ представлены сочетания гласных звуков и согласного звука гъ. Следует отметить, что в отрицательных формах повелительного наклонения и в табасаранском литературном языке, и в межгюльском говоре нитрикского диалекта представлены долгие гласные, ср.: ъилдитуб “снять” ® ъилдит “сними” ® миъилдитан/милдита “не сними”; ъалахьуб “одеть” ® ъалахь “одень” ® маъалахьан/малахьа “не одень”; ъулупуб “показать” ® ъулуп “покажи”® муъулупан/мулупа “не покажи”. Очевидно, появление этого долгого гласного связано и с фиксированным ударением в указанных глагольных формах, и с близким расположением одинаковых гласных. Долгота как бы отличает один гласный от другого. Что касается МГ, в нем, возможно, налицо процесс гаплологии. В табасаранском языке долгие гласные функционируют и в ряде исконно табасаранских слов, ср.: магъа “сопля”, вари “все” и пр. В орфографии табасаранского литературного языка не только используется долгота звуков, но и не отражается краткость гласных, которые функционируют в хивском, межгюльском и других говорах нитрикского диалекта. В статье краткие гласные в табасаранских словах выделены. На месте краткого звука в табасаранском литературном языке используется или простой безударный гласный (китаб/киттаб “книга”, кумиш/кумиш “айва” и др.), или же в редких примерах ничего не используется (хпар (орфогр.)/хуппар “женщины”, штар (орфогр.)/шиттар “воды” и др.). Можно полагать, что в примерах типа циркил/циккил “ветка” в говорах нет краткого гласного, а призвук является огласовкой последующего за ним ударного гласного. Однако положение о том, что для табасаранского языка не характерно стечение согласных в анлауте, предполагает обязательное наличие гласного между согласными. Следует отметить и то, что при изменении формы слова простой ударный гласный в южных говорах может выпадать, а призвук остается, ср.: чимил/чимил “кизил” ® чимлар/чимлар (мн.ч.); чурчул/чуччул “ящерица” ® чурчлар/чуччлар “ящерицы” и др. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что призвук является самостоятельным кратким звуком, хотя указанное выше положение не всегда действует – при изменении ряда двусложных исходных лексем ранее ударный гласный не выпадает, ср.: хилинцц/хилинцц “крыло птицы” ® хилинццар/хилинццар (мн.ч.); кукушв/куккушв “пустой грецкий орех” ® кукушвар/куккушвар (мн.ч). Отмеченные выше в южных говорах ( села Чере.. Зирдаг и др.) краткие гласные, являющиеся только гласными верхнего подъема, встречаются исключительно в предударных слогах как в исходных формах двусложных слов, так и в косвенных формах, ср.: исх. и/и - хина/хина “краска для волос”; уь/уь – хуьни/хуьни “корова”; у/у – чухра/чухра “прялка”; исх. и – хил “рука” ® косв. и/и - хилар/хилар “руки”; исх. уь – куьл “ветка” ® косв. уь/уь – куьлэр/куьлир “ветки”; исх. у – сул “лиса” ® косв. у/у – сулар/сулар “лисы”. Здесь уместно отметить, что краткий гласный а, являющийся гласным неверхнего подъема, редко встречается, причем только в косвенных формах: хьа “есть находится рядом” ® хьтар/хьаттар “нет,не находится рядом”; кас “человек” ® касар/касар “люди”. Б.Г.-К.Ханмагомедов отмечал, что краткие гласные не являются фонемами. Мы полагаем, что в говорах селений Межгюль, Хив и др. в косвенных формах они могут иметь смыслоразличительное значение, о чем свидетельствует следующая минимальная пара с корреляцией у – у, ср.: хулар “канавы” - хулар “дома”. Примеры с коррелятами и – и; уь – уь; а – а в говорах не отмечены. Исследователи дюбекского говора сувакского диалекта подчеркивают, что в говоре “базисная система гласных удваивается за счет корреляции по краткости-долготе”. Как видим, это положение почти подтверждается в МГ. Таким образом, в табасаранском языке представлена корреляция по долготе-краткости. Специфическим отличием некоторых говоров от литературной нормы в области долгих и кратких гласных является наличие в говорах кратких гласных и, уь, у, а. Кроме того, функционирование долгих гласных в говорах шире, чем в литературном языке.