Табасаранский Народный Сайт

Гъумц1уллар сат1и йихьай!!!
Текущее время: 25-04, 07:39

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-02, 06:52 
Не в сети
Аьхюр\Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-01, 04:46
Сообщения: 238
Откуда: Табасаран
Когда лезгины говорят,что "Дербентский район это лезгинская земля", можно сделать 2 вывода: или они до того тупые, что не знают свою историю или пытаются выдать желаемое за действительное.
Говорят, индюк тоже хотел кое-что,но попал в суп. :wink:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-02, 09:03 
Не в сети
Регьбер\Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Вариант второе верное.

_________________
История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-10, 21:28 
Не в сети
Гость\Хялижв

Зарегистрирован: 04-10, 20:41
Сообщения: 49
tavasporan
огромная просьба брат скинуть мне эту книгу

_________________
Да здраствует Табасаран!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-10, 16:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-10, 16:01
Сообщения: 9
Откуда: Краснодарский край
tavasporan писал(а):
Таваспоран - древняя государство в начале 2 в. д.н.э. - до 16 в. н.э.

скинь инфу подтверждающую это


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-10, 10:31 
Не в сети
Регьбер\Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Селение Хучни – центр владений Табасарана

[Общество]

авторы:М.Гасанов


Магомед Гасанов,

академик Международной академии наук высшей школы



Одним из древних не только табасаранских, но и дагестанских селений является селение Хучни.

О происхождении его названия существуют несколько версий. В истории известно много случаев, когда различные названия на других языках, у соседей, в отдельных краях звучат иначе, подчиняясь законам другого языка. Жители называют свое село «Хошни». Они полагают, что оно произошло от тюркского слова «хош» - приятный. Другая версия название села связывают со словом «хюч», которое с табасаранского языка переводится – «охота». Будто территория, занимаемая селением, его окрестности являлись благоприятными для ведения охоты. Существует мнение, согласно которому название сел.Хучни связано с именем завоевателя Хуршита.

Территория, занимаемая Хучни, освоена в глубокой древности. Здесь существовало несколько поселений – это РухьатI, Бачан, Укъри, Цалак, Гъуржа, Жямягъ. Эти топонимы объясняются на табасаранском языке.

В годы учебы в с.Хучни старожилы Кахриманов Гаждитагир, Магарамов Рамазан и другие мне рассказывали, что по имеющимся преданиям, это селение семь раз разрушалось и столько же восстанавливалось. В археологическом отношении данный населенный пункт почти не изучен.

В годы учебы в аспирантуре, в 1963-1965 гг., со мной в Табасаранском районе побывал археолог В.Г.Котович, который проводил разведочные работы в отдельных селениях, в том числе в Хучнях. В результате разведок в 0,5 км. к востоку от сел.Хучни, на восточном противоположном от этого селения склоне, известном как урочище Гая, было обнаружено поселение, откуда В.Г.Котович собрал керамику, относящуюся к эпохе ранней бронзы, т.е. к III тысячелетию до н.э., в том числе обмазанный снаружи горшок. Кроме того, были выявлены остатки строений и тондыра, а также керамика, относящаяся к ХV-XIII вв. до н.э.

Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство, охота, обработка глины, камня.

В IV в. до н.э. – III в.н.э. территория современного селения Хучни входила в Кавказскую Албанию. Античные авторы (Птоломей) указывают о десятках населенных пунктах этого государства, один из них мог быть Хучни. С распадом Албании возникло владение Таваспаран, Табарсеран.

Раннесредневековые авторы пишут о густонаселенности Табасарана.

В IV-VII вв. жители с. Хучни воевали против сасанидских шахов. Чтобы упрочить свое влияние в Дагестане, в том числе и Табасаране, сасаниды переселяли в табасаранские аулы ираноязычное население. Возможно, в этот период началось смешение коренного населения с пришлым. Сасанидские правители построили Дербентские сооружения и как продолжение Горную стену, которая была доведена вглубь Табасарана. Последний форт Горной стены расположен на гребне Кара-сырта над обрывом, над рекой Рубасом в 1,5 км. от сел.Хучни.

В VI-VII вв. жители с.Хучни воевали с арабскими завоевателями. Как сообщают источники, арабские полководцы создавали в Табасаране колонии из арабов-переселенцев. Правителем Табасарана арабский полководец Абу Муслим назначил Мухаммада Майсума.

В Х-ХIV вв. интенсивно протекал процесс образования крупных населенных пунктов. По имеющимся некоторым данным, на территории современного сел.Хучни располагался средневековый город.

В IХ-ХI вв. в Хучни утвердилась мусульманская религия – ислам, а также проникли арабский язык и письменность.

Следует полагать, что с образованием Табасаранского майсумства Хучни ставится центром этого владения.

В Хучни была построена соборная мечеть, другие объекты.

В ХI-ХIV вв. жители селения Хучни подвергались неоднократным нашествиям турок-сельджуков и татаро-монгольских завоевателей. Местное население оказывало ожесточенное сопротивление завоевателям. В этот период происходит проникновение тюркского влияния в отдельные регионы Дагестана, в том числе и в Табасаран.

В связи с пожаром, возникшем в 1451г., автор местной хроники Рамазан ал-Куштили упоминает о Хучни, как о крупном населенном пункте.

По данным Андуник нуцала (1485г.) правитель Табасарана имел 70 тысячное войско, а согласно хроники «Джахан наме» в ХVв. в Табасаране проживало 40 тыс. семейств. И центром такого крупного владения был Хучни.

Как сообщают местные авторы (Рамазан ал-Куштили) в ХV-ХVI вв. жители Хучни сражались с кызылбашами.

Согласно имеющимся материалам, в конце ХVI в. происходит распад единого Табасаранского владения – майсумства. Тогда же майсумы вынуждены были покинуть Хучни и переселиться в Джерах, который становится центром Табасаранского майсумства.

С того времени Хучни становится центром владения Табасаранского кадия.

Продолжался процесс, когда жители табасаранских аулов, в том числе и Хучни, начали испытывать тюркское влияние. Оно происходило различными путями.

Табасаранские майсумы поддерживали связи с владетелями Дагестана, Кубинским ханством и Россией. Вместе с тем, они иногда и враждовали из-за влияния на соседние общества. Так, в местной хронике говорится «о сражении между амирами ал-Хушни и Кайдаком и амирами ал Джарак».

ХVII-ХVIII вв. Хучни продолжает оставаться известным политическим центром владения кадия Табасарана.

О сел.Хучни часто упоминают источники ХVIII в. Они называют его городом. Когда русский император Петр I совершил свой Восточный поход и прибыл в Дербент в 1722 г. к нему обратился табасаранский владетель Рустам кадий, который писал о разрушении столицы Хучни неугодными правителями за то, что он не выступил против России. В своей ответной грамоте Петр I на письмо Рустам кадия заверил табасаранского владетеля о том, что Хучни будет восстановлен, для чего будет прислан инженер.

Основными занятиями жителей сел.Хучни, по-прежнему, оставались земледелие, скотоводство, различные промыслы, торговля, садоводство. Развивалась культура, архитектура. Строились мосты, мавзолеи, мечети, другие объекты. К ХVIII в. относится мавзолей Башлы-пир сел.Хучни.

В наиболее тесных связях жители Хучни находились с Дербентом, где приобретали изделия, первой необходимости. Из Хучни торговые маршруты вели в Дербент – Кубу; в Акушу, Касумкент, Маджалис и др.

В ХVIIIв. – пер.пол. ХIХв. в сел.Хучни, наряду с правителем-кадием, были зависимые крестьяне – раяты, которые платили различные подати и повинности.

О сел.Хучни этого периода содержатся важные сведения в работах И.Гербера, Ф.Симоновича и др.

В 20-50-годы ХIХв. жители Хучни участвовали в антифеодальной и антиколониальной борьбе горцев.

Как пишет Хаджи-Мурад в своих воспоминаниях во время похода в Табасаран, против него выступили жители с.Хучни за грабежи, за что и Шамиль наказал его.

С образованием Кайтаго-Табасаранского округа владение кадия Табасарана было ликвидировано. Сел.Хучни входило в общество Джогдил дере Северо-Табасаранского наибства Кайтаго-Табасаранского округа.

С 1935г. с.Хучни – центр Табасаранского района.

источник http://tabasaran.etnosmi.ru/one_stat.php?id=1205

_________________
История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 28-10, 22:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-10, 16:01
Сообщения: 9
Откуда: Краснодарский край
так ты же написал, что со второго века!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-10, 14:43 
Не в сети
Регьбер\Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
С четвертого века д.н.э до второго Таваспаран якобы была составе Кавказской Албании по мнении многих ученых, со второго д.н.э Таваспаран был большим независимым государством.

_________________
История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-11, 16:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-10, 16:01
Сообщения: 9
Откуда: Краснодарский край
всё может быть!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-11, 16:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-10, 16:01
Сообщения: 9
Откуда: Краснодарский край
можешь написать фамилии тех учённых, которые считают, что табасаранская государственность существовала со 2 в до н.э. ?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02-11, 16:25 
Не в сети
Регьбер\Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Если найду их имена несомненно добавлю.

_________________
История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08-02, 05:38 
Не в сети
Аьхюр\Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07-02, 09:33
Сообщения: 218
Откуда: Dzhul'dzhag
tavasporan писал(а):

Мы Хивских табасаранских братьев называем гъумгъумар(йир) или гъумгъумц'ар(йир), а Табасаранцев из Табасаранского района называем гъумцуллар(йир)..
Кто скажет, другие самоназвания табасаран - ''гъумгъумар'' и ''гъумцуллар'' как-нибудь переводятся на русский язык, в смысле, что эти названия означают.
Мы все знаем,что ''гъум'' означает песок, а какое отношение имеют пески к табасаранам, не могу понять.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-03, 12:17 
Не в сети
Регьбер\Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Amigo писал(а):
tavasporan писал(а):

Мы Хивских табасаранских братьев называем гъумгъумар(йир) или гъумгъумц'ар(йир), а Табасаранцев из Табасаранского района называем гъумцуллар(йир)..
Кто скажет, другие самоназвания табасаран - ''гъумгъумар'' и ''гъумцуллар'' как-нибудь переводятся на русский язык, в смысле, что эти названия означают.
Мы все знаем,что ''гъум'' означает песок, а какое отношение имеют пески к табасаранам, не могу понять.


"Гъум" - во всех народов дагестана означает песок.
Есть предание говориться "гъумгъум" термин употреблялся как - горец, у табасаранцев.

_________________
История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-03, 10:48 
Не в сети
Регьбер\Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Вот что я нашел нашем словаре русско-табасаранском словаре, кто до сих пор не верит.

Изображение

_________________
История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-03, 10:53 
Не в сети
Регьбер\Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
как я говорил сувакцы (сувакский диалект) называют себя гъумгъумами.
Но это термин "гъумгъум" больit степени употребляется как - горец. :neutral:
Термин "гъумц1улла" - тоже переводе с табасаранского означает - горец.

_________________
История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-03, 11:01 
Не в сети
Регьбер\Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Ахч1вадар аягь ихьнудар, ихь мулихь кьана агъдурурар, биябур ип1уди, гюжжат (гьяжжат) ип1уди, чпиз(чвис) кьана агъдар ихь мулихь(тарих).
:mad:

_________________
История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB