Селение Хучни – центр владений Табасарана
[Общество]
авторы:М.Гасанов
Магомед Гасанов,
академик Международной академии наук высшей школы
Одним из древних не только табасаранских, но и дагестанских селений является селение Хучни.
О происхождении его названия существуют несколько версий. В истории известно много случаев, когда различные названия на других языках, у соседей, в отдельных краях звучат иначе, подчиняясь законам другого языка. Жители называют свое село «Хошни». Они полагают, что оно произошло от тюркского слова «хош» - приятный. Другая версия название села связывают со словом «хюч», которое с табасаранского языка переводится – «охота». Будто территория, занимаемая селением, его окрестности являлись благоприятными для ведения охоты. Существует мнение, согласно которому название сел.Хучни связано с именем завоевателя Хуршита.
Территория, занимаемая Хучни, освоена в глубокой древности. Здесь существовало несколько поселений – это РухьатI, Бачан, Укъри, Цалак, Гъуржа, Жямягъ. Эти топонимы объясняются на табасаранском языке.
В годы учебы в с.Хучни старожилы Кахриманов Гаждитагир, Магарамов Рамазан и другие мне рассказывали, что по имеющимся преданиям, это селение семь раз разрушалось и столько же восстанавливалось. В археологическом отношении данный населенный пункт почти не изучен.
В годы учебы в аспирантуре, в 1963-1965 гг., со мной в Табасаранском районе побывал археолог В.Г.Котович, который проводил разведочные работы в отдельных селениях, в том числе в Хучнях. В результате разведок в 0,5 км. к востоку от сел.Хучни, на восточном противоположном от этого селения склоне, известном как урочище Гая, было обнаружено поселение, откуда В.Г.Котович собрал керамику, относящуюся к эпохе ранней бронзы, т.е. к III тысячелетию до н.э., в том числе обмазанный снаружи горшок. Кроме того, были выявлены остатки строений и тондыра, а также керамика, относящаяся к ХV-XIII вв. до н.э.
Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство, охота, обработка глины, камня.
В IV в. до н.э. – III в.н.э. территория современного селения Хучни входила в Кавказскую Албанию. Античные авторы (Птоломей) указывают о десятках населенных пунктах этого государства, один из них мог быть Хучни. С распадом Албании возникло владение Таваспаран, Табарсеран.
Раннесредневековые авторы пишут о густонаселенности Табасарана.
В IV-VII вв. жители с. Хучни воевали против сасанидских шахов. Чтобы упрочить свое влияние в Дагестане, в том числе и Табасаране, сасаниды переселяли в табасаранские аулы ираноязычное население. Возможно, в этот период началось смешение коренного населения с пришлым. Сасанидские правители построили Дербентские сооружения и как продолжение Горную стену, которая была доведена вглубь Табасарана. Последний форт Горной стены расположен на гребне Кара-сырта над обрывом, над рекой Рубасом в 1,5 км. от сел.Хучни.
В VI-VII вв. жители с.Хучни воевали с арабскими завоевателями. Как сообщают источники, арабские полководцы создавали в Табасаране колонии из арабов-переселенцев. Правителем Табасарана арабский полководец Абу Муслим назначил Мухаммада Майсума.
В Х-ХIV вв. интенсивно протекал процесс образования крупных населенных пунктов. По имеющимся некоторым данным, на территории современного сел.Хучни располагался средневековый город.
В IХ-ХI вв. в Хучни утвердилась мусульманская религия – ислам, а также проникли арабский язык и письменность.
Следует полагать, что с образованием Табасаранского майсумства Хучни ставится центром этого владения.
В Хучни была построена соборная мечеть, другие объекты.
В ХI-ХIV вв. жители селения Хучни подвергались неоднократным нашествиям турок-сельджуков и татаро-монгольских завоевателей. Местное население оказывало ожесточенное сопротивление завоевателям. В этот период происходит проникновение тюркского влияния в отдельные регионы Дагестана, в том числе и в Табасаран.
В связи с пожаром, возникшем в 1451г., автор местной хроники Рамазан ал-Куштили упоминает о Хучни, как о крупном населенном пункте.
По данным Андуник нуцала (1485г.) правитель Табасарана имел 70 тысячное войско, а согласно хроники «Джахан наме» в ХVв. в Табасаране проживало 40 тыс. семейств. И центром такого крупного владения был Хучни.
Как сообщают местные авторы (Рамазан ал-Куштили) в ХV-ХVI вв. жители Хучни сражались с кызылбашами.
Согласно имеющимся материалам, в конце ХVI в. происходит распад единого Табасаранского владения – майсумства. Тогда же майсумы вынуждены были покинуть Хучни и переселиться в Джерах, который становится центром Табасаранского майсумства.
С того времени Хучни становится центром владения Табасаранского кадия.
Продолжался процесс, когда жители табасаранских аулов, в том числе и Хучни, начали испытывать тюркское влияние. Оно происходило различными путями.
Табасаранские майсумы поддерживали связи с владетелями Дагестана, Кубинским ханством и Россией. Вместе с тем, они иногда и враждовали из-за влияния на соседние общества. Так, в местной хронике говорится «о сражении между амирами ал-Хушни и Кайдаком и амирами ал Джарак».
ХVII-ХVIII вв. Хучни продолжает оставаться известным политическим центром владения кадия Табасарана.
О сел.Хучни часто упоминают источники ХVIII в. Они называют его городом. Когда русский император Петр I совершил свой Восточный поход и прибыл в Дербент в 1722 г. к нему обратился табасаранский владетель Рустам кадий, который писал о разрушении столицы Хучни неугодными правителями за то, что он не выступил против России. В своей ответной грамоте Петр I на письмо Рустам кадия заверил табасаранского владетеля о том, что Хучни будет восстановлен, для чего будет прислан инженер.
Основными занятиями жителей сел.Хучни, по-прежнему, оставались земледелие, скотоводство, различные промыслы, торговля, садоводство. Развивалась культура, архитектура. Строились мосты, мавзолеи, мечети, другие объекты. К ХVIII в. относится мавзолей Башлы-пир сел.Хучни.
В наиболее тесных связях жители Хучни находились с Дербентом, где приобретали изделия, первой необходимости. Из Хучни торговые маршруты вели в Дербент – Кубу; в Акушу, Касумкент, Маджалис и др.
В ХVIIIв. – пер.пол. ХIХв. в сел.Хучни, наряду с правителем-кадием, были зависимые крестьяне – раяты, которые платили различные подати и повинности.
О сел.Хучни этого периода содержатся важные сведения в работах И.Гербера, Ф.Симоновича и др.
В 20-50-годы ХIХв. жители Хучни участвовали в антифеодальной и антиколониальной борьбе горцев.
Как пишет Хаджи-Мурад в своих воспоминаниях во время похода в Табасаран, против него выступили жители с.Хучни за грабежи, за что и Шамиль наказал его.
С образованием Кайтаго-Табасаранского округа владение кадия Табасарана было ликвидировано. Сел.Хучни входило в общество Джогдил дере Северо-Табасаранского наибства Кайтаго-Табасаранского округа.
С 1935г. с.Хучни – центр Табасаранского района.
источник
http://tabasaran.etnosmi.ru/one_stat.php?id=1205