Табасаранский Народный Сайт

Гъумц1уллар сат1и йихьай!!!
Текущее время: 25-04, 02:20

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03-07, 09:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 03-07, 06:13
Сообщения: 4
К вопросу об исторической судьбе Дерейин-Бенда (Дербента)
:smile: :o :smile: :o :smile: :o :smile: :o :smile: :o :grin: :smile: :grin: :smile: :grin: :o :grin: :o

*Мы говорим Тав-ас-Пар-Ран, подразумеваем Табасаран. Мы говорим Табасаран, подразумеваем Дере-Бенд. Это как близнецы-братья, или, если точнее, как Отец и Сын.



* По результатам археологических изысканий авторитетного археолога Александра Абакаровича Кудрявцева на территории Дербентской цитадели было доказано, что поселение в этом месте уже существовало более, чем 5 (пять) тысяч лет назад. Это подтверждается и справедливым суждением известной Нины Викторовны Пигулевской: «Первые поселения на территории современного Дербента датируются давностью в 6 (шесть) тысяч лет тому назад».

Мы же склонны и вправе вполне обоснованно думать, что люди, отдалённые предки таваспаров, обживали это место и здесь жили задолго до оставления свидетельств своего проживания на этом месте.

Итак, девять тысяч лет назад (7-ое тысячелетие д.н.э.) таваспары, можно предположительно думать, видимо, ещё кочевали по равнинным просторам свободных земель в обширном ареале между тремя морями – Каспийским, Чёрным и Средиземным.

Столица Тав-ас-Пар-Рана (Горы Владетеля Страны, Табасарана) на этом месте появилась не случайно, а в силу вполне определённых на то условий. Место в самом узком проходе между горами и морем, удобное для жизни по нескольким показателям.

Отсюда одинаково удобно кочевать с отарами овец, стадами крупного рогатого скота и табунами лошадей летом на северные бескрайние степи, а зимой, соответственно, на юг по равнинам вдоль морского побережья.

С западной стороны – горы, необычайно близко подходящие к морю… горы, где множество необходимого для жизни материала… леса и лесных продуктов. Место, к тому же, обильное водою…

С восточной стороны всегда тёплое, а значит, незамерзающее море, где всегда обилие рыбы и морепродуктов. Судоходный путь на все три стороны тогдашнего мира обеспечивал общение людей с другими странами вокруг моря.

На северо-западе, востоке и юго-востоке сами по себе крутые склоны, спускающиеся прямо в морские воды, уже делали это место неприступной с трёх сторон.

А самое море в ту пору называлось никак не иначе, как только Море Таваспарское. Девять тысяч лет назад (7-ое тысячелетие д.н.э.) море подступало почти к подножию городских стен Тав-ас-Пара (Горы Владетеля). Морские волны плескались примерно на том же месте, где в наше время располагается мусульманская Джума-Мечеть. Таким образом, фактически цитадель города омывалась морской водой с трёх сторон, оставляя городу лишь пространство на юго-запад для последующего роста и расширения. Поскольку только юго-западная часть крутых склонов горы Жвал-Гъоан (Гладкий Камень, Джалган) оставалась для жилищного строительства.

Первоначально (примерно в 7-ом тысячелетии д.н.э.) одно из кочевых племён таваспаров поселилось на самой вершине Жвал-Гъоана (Гладкого Камня), современного Джалгана. Потому и назывались таваспарами, что самое название этого народа переводится с их языка никак не иначе, как Тав-ас-Пар, то есть, Горы Владетель. Отсюда и Тав-ас-Пар-Ран, то есть, Горы Владетеля Страна.

Владетель горы Жвал-Гъоан (Патинированный Камень, или просто Гладкий Камень, Джалган) именовался Кавха-Кас (Правящий Человек). По той именно простой причине, что это и был царь тогдашних таваспаров. Соответственно, и камень, на котором он восседал, и гора, принадлежащая ему, именовались по-таваспарски Кавха-Касдин Жвал-Гъоан (Правящего Человека Гладкий Камень). Впоследствии для других периодически появлявшихся здесь народов это название превратилось в ничего для них фактически не значащее название горы – Кавха-Касдин Жвал-Гъоан (Кав-Каза Гладкий Камень), или просто Кав-Каз, как в наше время именуются эти горы на всём их протяжении от северо-восточного угла Чёрного Моря до середины западного побережья Каспийского Моря..

С течением времени и по мере необходимости столичный город постоянного проживания элитного племени таваспаров был основан на том именно месте, где сейчас располагается цитадель города Нарын-Кала (тюрк. Нежная Крепость).

Логично считать, что город в этом месте уже существовал задолго до знаменитых первых египетских пирамид.

В той глубокой древности племена таваспаров контролировали почти всё западное побережье Каспийского моря, прилегающее к горам Кавха-Кас (Правящий Человек, Кав-Каз). По его знаменитому имени и море тоже стало называться Каспийин Гьюл (Каспийское Море), то есть, Человеческим Морем.

В связи с этим известные древним путешественникам, торговцам, историкам народ КАСПИЙ, это и есть те самые тав-ас-пары Кавха-Каса (Кавха-Каспийин Касар – Правящего Человека Люди).

В той же связи с древними таваспарами, известными античным источникам, современное название Каспийского моря логически тоже восходит к этому имени Кавха-Кас: Кавха-Каспийин Гьюл – Каспийское Море. Значит, Царских Людей Море.

Несколько позднее узкий проход между морем и горами был перекрыт вначале просто высоким земляным валом с глубоким рвом, а затем стеной из сырцово-саманного кирпича по этому валу от цитадели на горе до самого моря.

И это были вынужденными и столь же важными делами, поскольку это ограждало проникновение северных кочевников на южные благодатные земли таваспаров… лишало их беспрепятственного движения по чужим территориям. И с тех пор город-столица таваспаров стал именоваться Дерейин-Бенд, что в переводе с таваспарского означает Долины Ограда. Отсюда упрощённое – Дере-Бенд, и позднее Дер-Бенд, и, наконец, современный Дер-Бент.

Правители Тав-ас-Пар-Рана, которые назывались таваспарами (горы владетелями), восседавшие в своей резиденции Дерейин-Бенде, получили возможность взимать с кочевников определённую дань для разрешения им прохода на юг по указанному им единственно возможному и допустимому для них пути.

По всему по этому логически получается, что городу Дербенту фактически 9.000 (девять тысяч) лет.

И не следует лезть за объяснением названия народа и названий этих местностей в какие-то другие восточные языки, а надо просто спросить самих таваспаров (табасаранов) об этих простых вещах, чтобы получить из первых уст наиболее верное объяснение их происхождения.

С этой точки зрения очень просто объяснимо и современное самоназвание этого народа. Табасаран является производным от того же самого Тав-ас-Пар-Ран. Происходило это с течением времени самопроизвольно: Тав-ас-Пар-Ран (Горы Владетеля Страна), затем Тав-ас-ар-Ран (Горная и Равнинная Страна), из этого получилось Тав-ас-а-Ран (Гора с Равниной), и потом уже Таб-ас-а-Ран, горный и равнинныйТабасаран. Тав или Таб в языке таваспаров означает Гора или Горный Хребет. Аран означает Равнина.

Вот вам и простейшее объяснение современного названия Табасаран. И никакое это не персидское, не арабское, и уж тем более не тюркское название, а именно и только таваспаранское (табасаранское) название этого древнейшего народа на территории современного Даг-е-Стана (тюрк. Горной Страны).

Появившиеся в этом ареале в 4-6 вв.н.э. персидские завоеватели Пероз (Феруз), Кубад, Ану-Шир-Ван с помощью местного народа таваспаров на месте прежних древнейших городских стен из сырцово-саманных кирпичей возвели новые мощные каменные фортификационные сооружения. Вначале была построена цитадель на вершине горного выступа, на том же месте, где прежде стояла древнейшая цитадель города Тав-ас-Пар. Затем от северо-восточного угла цитадели по той же древнейшей сырцово-саманной стене сложилась северная городская стена. И затем уже воздвигалась длинная стена Таб-Бару (Горная Ограда, тюрк. Даг-Бары), была продолжена по горам и ущельям в глубь Гор Таваспаров (Гор Табасаранских) на протяжении более 60 километров.

К этому историческому периоду относится появление в этих местах ираноязычных народов под различными названиями: маскуты (массагеты), агваны (авганы, афганы), таты, являвшиеся переселенцами из Средней Азии, точнее, с границ Хорасана и Афганистана.

Что касается так называемой «Кавказской Албании»… Как таковой Албании в связи с Кавказом здесь никогда не было, да и быть не могло. Это всего лишь сугубо личное соображение античных авторов как-то назвать этот местный народ, заумно отождествляя его с уже известной им Балканской Албанией. Это достоверно точно, поскольку, как изестно, ближайшие к таваспарам авторы письменных армянских источников никогда не упоминают такого народа с подобным государственным названием.

Егише Вардапет, Мовсес Каганкатваци, Мовсес Хоренаци народ местный называют именно таваспарами. А небольшие ираноязычные образования, спорадически появлявшиеся на некоторых равниных территориях вдоль моря, так и называют: Агвания (производное от Авгания, Афгания) или царство Маскут (Массагет).

Несколько позднее в Дерейин-Бенде (Дере-Бенде) была возведена и южная городская стена почти параллельно северной. И самый город теперь заключался на сравнительно узкой территории меж двух стен, составленных громадными каменными блоками ракушечника из местного карьера. А камня здесь достаточно много. Тем более, что город вообще располагался на громадном скальном массиве горных отрогов Большого Кавказского хребта.

Таким образом, проблема обороны от северных кочевников была решена. С тою лишь разницей, что территория охвата защитными стенами была в разы меньше, чем это было в прежнем городском поселении древнейших таваспаров на высотах под Жвал-Гъоаном (Джалганом). Поскольку, как известно, первоначальный древнейший город Тав-ас-Пар (Горы Владетель) занимал территорию, включающую нынешнюю цитадель Нарын-Кала (тюрк. Нежная Крепость), и южнее от него по склонам горы на протяжении более шестисот метров шириной в 300-400 метров.

Эта грандиозная фортификационная линия от моря вглубь труднопроходимых гор со множеством небольших крепостей стала границей между кочевым и земледельческим населениями тогдашнего известного мира.

С этого времени здесь располагались представительства трёх религиозных конфессий: языческая с поклонением Солнцу и Огню местных таваспаров, христианская (григорианская) армянская церковь, иудейская синагога ираноязычных татов.

В конце 7-го и начале 8-го вв.н.э., после торжества учения пророка Мухаммеда на Аравийском полуострове, сюда пришли арабы в качестве очередных завоевателей… И табасараны, потомки древних таваспаров, первыми на Кавказе приняли Ислам. Отсюда они же способствовали постепенному распространению мусульманства среди народов на других кавказских территориях.

В 11-м в.н.э. сюда явились тюркские племена сельчуков (сельджуков), ненадолго оккупировали город и близлежащие поселения таваспаров.

В 13-м в.н.э. город осаждали татаро-монголы Джебе-нойона и Субудай-багатура, затем (в 14-м в.н.э.) и полчища Тохтамыша, известного хана Золотой Орды, молодого соперника Тамерлана.

В 13-15-м вв.н.э. Дере-Бенд находился в составе государственного образования Ширван, и вместе с ширван-шахом Ибрахимом Дере-Бенди (Ибрагимом Дербентским), город посетил знаменитый завоеватель Темир-Ленг (Железный Хромец, Тамерлан). Искусная политика и дипломатия того самого ширван-шаха в это время сохранила таваспаров и их столичный город в неприкосновенности.

Исторически так и сложилось, что после каждой волны завоевателей с их уходом в этом месте частично оставалось достаточно большое количество представителей тех или иных народов. Город постепенно становился столь же многонациональным, сколь и многоконфессиональным. В этот период здесь проживали в едином согласии таваспары, армяне, таты, тюрки-огузы. Подобно древнему Иерусалиму Дербент стал колыбелью трёх мировых религий – иудаизма, христианства, ислама

В последующем город стал яблоком раздора между двумя крупнейшими восточными государствами Ираном и Турцией.

В 1722 году, как следствие знаменитого Персидского Похода русского императора Петра-1, город ненадолго оказался в имперском владении, но примерно через 13 лет город вновь был возвращён тогдашним персидским оккупантам.

В 18-м веке город был захвачен Фет-Али-ханом и вместе с Ширваном присоединён к Кубинскому ханству в качестве вассальных территорий.

С 1806 года Дерейин-Бенд (Дер-Бент) окончательно присоединён к Российской империи, и стал обычным провинциальным городом. В городе с тех пор оседал русский элемент, и появилась православная церковь.

Такова долгая и тяжелейшая судьба Тав-ас-Пар-Рана (Табасарана) и Дерейин-Бенда (Дер-Бента).



*** Это краткое разъяснение предложено мной вниманию всех тех «учёных» националистов разных мастей, даже в наше время без зазрения совести грызущихся за присвоение этого древнего города принадлежащим какому-то своему народу.

А город сей был основан именно и только древними таваспарами, предками современных табасаранов. Во все времена в нём проживали и защищали его последующие потомки таваспаров. И Дербент есть, и всегда будет существовать городом многонациональным, принадлежащим всем нормальным людям современного мира. И это будет совершенно справедливо.



Александр Таваспар-Хаджи

10 октября 2010 года.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25-11, 05:36 
Не в сети
Аьхюр\Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07-02, 09:33
Сообщения: 218
Откуда: Dzhul'dzhag
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB