Табасаранский Народный Сайт

Гъумц1уллар сат1и йихьай!!!
Текущее время: 28-03, 20:35

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03-07, 06:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 03-07, 06:13
Сообщения: 4
О НЕКОТОРЫХ СПОРНЫХ ВОПРОСАХ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ "ЛЕЗГИСТАН"

:smile: :smile: :smile: :o :o :o :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :razz: :razz: :razz:
В издательстве «Лотос» в 2011 г. вышла в свет энциклопедия проф. Даг. НИИП им. А.А. Тахо-Годи К.А. Акимова «Лезгистан». Она состоит из предисловия, 1850 статей – справок, списка использованной литературы. Тираж книги 1000 экз.Наступило время, когда каждый думает, что угодно можно писать, издать и еще навязать свое мнение другим. Такие труды никем не только не рецензируются и не контролируются.
А молчаливость тех, кого это касается, принимается в порядке вещей.Как пишет К. Акимов: «Лезгистан – страна лезгин, их этническая территория».

Прежде чем говорить о содержании так называемой энциклопедии «Лезгистан» следует выяснить, что подразумевается под Лезгистаном: это – государство, область, автономная республика, округ? Если да, когда и кем это республика признана, каковы функции, органы управления и т.д.

Если Лезгистан в Дагестане, то почему только Лезгистан, а где Таваспаран (Табарсаран), Даргиния, Лакия, Кумыкия, Аваристан, Цахуристан и другие владения и общества? А почему бы и нет.

Идею создания Лезгинской автономной республики в составе территории Южного Дагестана и Северного Азербайджана К. Акимов вынашивал в 90 г. XX в. Тогда еще его идею я назвал утопичной, так как на территории расселения лезгин возникли суверенные государства РФ и АР и между ними установлена и укреплена государственная граница.

Поэтому идея создания Лезгистана провалилась.

Теперь о том, какие народы имеет ввиду К. Акимов под выражением «лезгинский народ»?
В энциклопедии, изображая себя «патриотом» лезгинского народа, К. Акимов не стесняется своих суждений. Ему все равно как обращаться с другими народами, какой национальности они принадлежат.
Вопрос о взаимоотношениях народов требует чуткого, тактичного отношения. В этой связи разве прилично заставлять, тем более стремиться принуждать народы отказаться от своей национальной принадлежности? Это же безнравственно.

В свое время Г. Абдурагимов в ответ своим оппонентам говорил, что «Ваш цахурец – лезгин и останется им». Это явно пахнет жестким, наглым национализмом. Таково же отношение К. Акимова и его единомышленников в отношении табасаран, агулов, рутулов, пользуясь их молчаливостью, порядочностью.
По определению К. Акимова «лезгинский народ – это лезгины и лезгинские народности Азербайджана... и Дагестана (агулы, арчибы, рутулы, табасаранцы, цахуры), а под названием «Лезгистан» – их этническая территория (с. 3).

Энциклопедия на руках у многих читателей, в библиотеках. У читателей, особенно, у ученых, аспирантов, студентов, при знакомстве с книгой возникло множество вопросов, которых в ней касается автор.
Они обращаются ко мне, как ученому изучающему историю Дагестана, в том числе историю Табасарана, более полувека.

Особое внимание студенты, аспиранты и др. проявляют к тому, какую территорию подразумевает К. Акимов под Лезгистаном и почему он не знает и не признает такого известного с древности владения как Таваспаран (Табарсаран).
Территория расселения таваспаров подвергалась нашествиям Урарту, Мидии, Парфянского царства, киммерийцев, скифов.

Ведь известно, что в древности, на-ряду с предками лезгин, в Кавказскую Албанию входили таваспары, предки цахур, рутулов и т.д.С распадом Кавказской Албании на территории Южного Дагестана первое самостоятельное политическое образование воз-никло у предков табасаран -таваспаров. Об этом ясно пишут известные ученые Х.Х. Рамазанов и А.Р. Шихсаидов:

«Хотя и существовали отдельные племена или союзы племен в Южном Дагестане источники выделили в IV веке только Табасаран, очевидно, как наиболее сильное из них объединение» (Очерки истории южного Дагестана. 1964.С. 25) ЦК.

В XV-XVI вв. Табасаранское майсумство было одним из четырех крупных владений Дагестана. Оно включало в себя территорию нынеш-него Табасаранского, Хивского, часть Дербентского, Касумкентского райо-нов. (Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов. Указ. соч. С. 97).

А табасараны никогда не входили в лезгинские общества или владения.

В 1812 г. царское правительство создало Кюринское ханство, в которое вошли Кюринская плоскость, территория Курахского, Кошанского, Агульского и Ричинского союзов сельских обществ.
В 20 е годы XIX в. Кюринское ханство было присоединено к Казикумухскому ханству и правителем Кюра-Казикумухского ханства стал Аслан-хан.

Что касается названия Лезгистан. Да, был в истории Дагестана и Кавказа определенный этап, когда в XV1II-XIX вв. территорию Дагестана, а не политическое образование, путешественники называли Лезгистаном, а жителей естественно, лезгинами, как в свое время Черкесией называли не только территорию адыгов, но и более обширную территорию Северного Кавказа, а под черкесами подразумевали многих кавказских народов.

Вопреки антинаучному мнению К. Акимова и др. в исследованиях историков, этнографов, доказано, что табасаранский народ прошел самостоятельный путь развития. Это убедительно показано в моих трудах: «Из истории Табасарана XVIII – нач. XIX вв», «Очерки истории Табасарана», «Древние аборигены Кавказа» (Журнал «Эхо Кавказа» № 3, 1993г.), «У моего народа древние корни» (МД, 1992 № 27, июль) и других.

Под этнонимами леги, леки, лезги в некоторых источниках подразумевали почти всех дагестанских народов. Со временем по мере расширения сведений о народах Дагестана, более близкого знакомства с ними, этноним лезгин остался только за собственно лезгинами.О том, что уже в 60-х годах XIX в. термин лезгин начал использоваться в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, писали многие исследователи.

«Существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом, - писал П.К. Услар. Это название есть столь знакомое нам: лезги (ед.), лезгияр (мн.).
Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чIал есть кюринский язык.
Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой - либо другой из горских народов, (подчеркнуто нами – М.Г.).
Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки (т.е. азербайджанцы – М.Г.).

В годы волюнтаризма реализация политики «расцвета и сближения народов», последовательно воспитывавшая в массовом сознании представления о слиянии малых народов и этнических групп вокруг крупных, а также о не-престижности, ненужности и нецелесообразности знания языка своей национальности, притупляла национальное (этническое) самосознание народов.
Ведь должно быть известно К. Акимову и другим его единомышленникам, что некоторые «исследователи» в 40-60 годы XX в. ошибочно полагали, что экономические и культурные преобразования, происходившие в жизни горских народов, в том числе и народов Южного Дагестана, приведут к объединению малочисленных народов вокруг крупных и складыванию у горцев крупных наций европейского типа.

Жизнь доказала ошибочность положения выдуманного М. Ихиловым, А. Агаевым и др. о слиянии народов, согласно которой табасараны, цахуры, агулы, рутулы должны были объединяться вокруг лезгин.Название «народности лезгинской группы» также выдуманное, и коренным образом не соответствует своему содержанию. Народы Южного Дагестана, как самостоятельные, известны с древности.

Не случайно крупные ученые, заслуженные деятели науки РФ, профессора Х.Х. Рамазанов и А.Р. Шихсаидов свою книгу, в которой они освещают историю народов Южного Дагестана, издали под названием «Очерки истории южного Дагестана», тогда как М.М. Ихилов – приверженец антинаучной «теории слияния народов», озаглавил свою работу «Народности лезгинской группы», которая была подвергнута резкой критике специалистами, в том числе и нами в дипломной работе, еще в 1962г.
Древний и известный на Кавказе, в России и за ее пределами лезгинский народ, давший человечеству М. Ярагского, Е. Эмина, Г. Алкадари, С. Стальского, Г. Гаджибекова, Аливердиевых, Шихсаидовых и многих других личностей, не нуждается в увеличении численности своей национальности за счет табасаранов, агулов, цахуров, рутулов и других, как это пытаются делать К. Акимов и ему подобные.

Каждый народ, живущий на земле, вносит свою неповторимую лепту в проблему национальной специфики, своеобразия и этот вклад не находится в прямой пропорциональности от количества народа, размеров ареала его про-живания, от экономического потенциала.

М. Горький говорил: «Количество народа не влияет на качество таланта».

Поэтому термины «народы» и «малые» не созвучны.
Более подходящим был бы термин малочисленные народы. И этим малочисленным народам в продолжении всей своей истории приходится доказывать свою состоятельность и самобытность, добиться свое место под солнцем, право на творчество и его достойную оценку.
С недооценкой, отрицанием интеллектуальных возможностей малочисленных народов тесно связаны также непризнание за ними реальных исторических заслуг в общественном развитии и проистекающее отсюда извращение важнейших этапов истории, вообще вплоть до отрицания истории народа.
Еще в середине XIX в историю табасаранского народа отрицал И.Березин. Источники опровергают его античное мнение.Отстаивание своих национальных интересов нормально для любого народа и этноса. Забвение прошлого обрека-ет на бессмысленное существование целые поколения и народы.
«Вне этноса, – пишет JI.H. Гумилев, – нет ни одного человека на земле. Национальная принадлежность – неоспоримая реальность».

В годы волюнтаризма и застоя тех, кто изучал историю своего народа обвиняли в национализме. В те годы было модным изучение вопросов по насильственной консолидации так называемых «малых» народностей вокруг «крупных», при этом умоляя и даже отрешая историю «малых» народов в пользу «крупных».
Чтобы народы относились с уважением друг к другу, каждый из них должен осознавать себя свободным, самобытным с присущей ему духовностью, историей. Самим собой – и никаким.
Один народ не должен быть ассимилирован другим.Уверен, что рассуждения «теоретика» К. Акимова и ему подобных о создании суверенной автономной республики «Лезгистан» чужды лезгинскому народу, который является древним, дружественным для всех дагестанских народов.
С целью решения проблем лезгинского народа, проживающего в АР следует обратиться к властям АР, РФ и РД., а не заниматься антиконституционными писаниями.Работа К. Акимова явно заряжена идеей националистической. Националистические настроения в подобного рода работах, заполнивших постсоветское пространство сопрово-ждается плачем по якобы унизительному положению того или иного народа в настоящем, претензиями на государ-ственность, особый статус.
«А лезгины в своих обращениях, – сказано в энциклопедии «Лезгистан» – требуют соблюдения принципов демократии, паритета и ротации кадров – на первые должности в республике ставить представите-лей из своего народа, второго по численности народа в Дагестане» (С. 578).
Причины появления подобных работ заключаются в том, что такие труды затребованы нуждами какой-то определенной социальной группы, политической силы.В книге содержатся и другие необоснованные положения, противоречия. В этой связи нет особой необходимости останавливаться на конкретном анализе других вопросов. Зачастую они не заслуживают сколько-нибудь серьезного внимания к себе.
Однако необходимость критики выдвинутых отдельных тем обусловливается тем, что они получают весьма широкое распространение не только и не столько в научных изданиях, сколько через каналы самой массовой информации на страницах местных научно-популярных изданий, литературно-художественных журналов и газет, а также по телевидению и радио, вводя в заблуждение людей, слабо ориентирующихся в вопросах дагестанской истории, конкретно, их происхождения, расселения, политических образований.

Предисловие книги «Лезгистан» К. Акимов завершает словами: «Каждый человек должен знать историю, язык, культуру, литературу и искусство своего народа, чтобы чувствовать себя представителем данного этноса и хозяином земли, доставшейся ему от предков». Это совершенно правильный и справедливый подход со стороны автора, за-служивает уважения.
Но тогда уважаемый К. Акимов дайте табасаранскому, цахурскому, агульскому, рутульскому и другим народам, этносам гордиться своей национальностью, своим происхождением, своим местом и признанием в истории Дагестана, Кавказа и России.

Лет 15-20 тому назад М. Аджиев написал статью «Молчаливые табасараны», в которой справедливо подвергал критике руководителей районов, чиновников различного ранга, интеллигенцию за равнодушие и безответственность к проблемам табасаранского народа: развитию экономики, культуры, образования и т.д.
Пользуясь молчаливостью табасаранского народа, теперь К. Акимов и др. хотят заставить табасаран и другие народы отказаться от своей национальности.

Табасараны, агулы, рутулы, цахуры и другие народы, вопреки доводам К. Акимова, прошли тысячелетний путь самостоятельного развития, давно сделали вывод: как и прежде быть вместе с дагестанскими народами, в том числе и с лезгинским.

Многие представители лезгинского народа осуждают антинаучные, антиконституционные, националистические действия К. Акимова и ему подобных, подрывающих единство и дружбу лезгин с остальными народами Дагестана.

Самая авантюрная идея книги «Лезгистан» – это создание Лезгинской республики на территории расселения лезгин в Азербайджане и Дагестане, а также на территории Табасарана и остальных народов Южного Дагестана.
Этим самым табасаранский и другие народы К. Акимов втягивает в конфликты с Азербайджаном, а также с дагестанскими азербайджанцами.Уместно здесь отметить, что в 30 е годы ХХв. против создания табасаранской письменности выступили тюркофилы, которые считали вместо письменности на родном, табасаранском языке в школах ввести тюркскую (азербайджан-скую) письменность.
Но эта авантюрная идея тюркофилов, благодаря усилиям лезгина – интернационалиста Гаджибека Гаджибекова, провалилась.

Так что идеи К. Акимова о создании Лезгистана в составе Табасарана и идея так называемой «консолидации народностей лезгинской группы» также не имеют под собой ни какой реальной почвы.

В энциклопедии проскальзывается старая ихиловская ошибочная мысль, будто табасараны «лезгиноязычный народ».

В ответ этим рассуждениям надо сказать, что можно было бы согласиться с этим, если бы в табасаранских школах обучение учащихся проходило на лезгинском языке, если ученые, писатели писали бы свои работы на лезгинском языке, если табасараны владели бы лезгинским языком в широком смысле.
Так что у табасаран свой язык, который возник после распада дагестанского праязыка и своя письменность, которая возникла еще в эпоху Кавказской Албании.

Зададим себе вопрос, который наверняка мог возникнуть у многих читателей: «А стоит ли К. Акимов того, чтобы уделять ему такое повышенное внимание?
Не слишком ли много чести для фальсификатора, чтобы вести с ним дискуссии на столь серьезном уровне? Да, стоит, потому, что изложенное в псевдонаучном труде К. Акимова читатели могут воспринимать как правду, как результат последних научных достижений и открытий.
Тем более и будущие поколения это воспримут так, как пишет К. Акимов. Здесь нельзя молчать, история, потомки не простят нас за молчаливость.За свою историю таваспары (табасараны) входили лишь в Кавказскую Албанию, а более чем полутора тысячи лет прошли самостоятельный путь развития, а в конце XX- начале XXI вв. К. Акимов разными способами и методами табасаран загоняет в Лезгистан.
Спасибо за новый этап истории Табасарана.

Хочется спросить К. Акимова: кто уполномочил его решать проблемы табасаран, проводил ли он референдум среди них по вопросу о выходе из Дагестана и вхождении в Лезгистан?
Если изложенное не дойдет до Акимова К. по человечески, по совести, то он должен знать и запомнить, что у каждого народа есть свои права, за-крепленные Конституциями РФ и РД.

Табасаранский народ не только древний, но и один из конституционных народов Дагестана.В Конституции Республики Дагестан (ст. 57) написано: «Территория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан.
Административно территориальными единицами республиканского значения являются районы... Табасаранский, Хивский и др. всего 41 и города – 10». Далее: «Статус Республики Дагестан может быть изменен по взаимному согласию РФ и РД в соответствии с федеральным конституционным законом» (ст. 58).

Так что Лезгистан – республика витающая в мире мечтаний таких «патриотов», как К. Акимов.Курбан Халикович! Вы увлеклись и занимаетесь любовью к отдельно взятому своему народу. Это похвально. Но в то же время не помешало бы Вам любить человечество.

Лезгины и табасараны – соседние народы тысячелетиями отстаивавшие свою свободу и независимость, живущие в мире и согласии.
Истории известны многие примеры, когда рушились крупные империи, исчезали народы, полностью менялись языки, а
табасараны отстояли себя от многочисленных завоевателей, от ассимиляции, сохранили себя как самостоятельный народ.
Посягательство на самостоятельное развитие любого народа не только безнравственно, античеловечно, но и антиконституционно. :smile: :o

Магомед Гасанов, доктор исторических наук, профессор ДГПУ


Статья скопирована с сайта:tabasaran.ucoz.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10-09, 04:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 10-09, 04:47
Сообщения: 1
Я думаю, что количество книг для продажи слишком велико, wordle io games поэтому это действие не было одобрено, пожалуйста, рассмотрите и скорректируйте количество этих книг.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22-02, 04:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 22-02, 04:23
Сообщения: 3
При таком большом количестве книг, я думаю, необходимо классифицировать книги по областям и темам, чтобы люди могли легко их найти, а менеджерам было легче контролировать книги. slither io


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24-02, 07:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 24-02, 07:00
Сообщения: 2
Войны правок вспыхивают в политике значительно чаще drift hunters, чем в математике, и статьи о текущих событиях иногда блокируются, пока они происходят, чтобы предотвратить порчу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06-12, 16:12 
Не в сети
Аьхюр\Старейшина

Зарегистрирован: 06-12, 16:07
Сообщения: 104
I merely imagined it usually is a perception to write could possibly help anybody ended up being experiencing difficulity looking into nevertheless We are somewhat doubtful only are permitted to placed labels along with details in below. UFABETแทงบอลไม่ผ่านเอเย่นต์บนมือถือ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04-01, 09:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-08, 06:23
Сообщения: 7
buckshot roulette is a first-person horror game in which players take on the role of a character trapped in a deadly game of Russian roulette.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30-01, 11:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 30-01, 11:09
Сообщения: 1
Дебаты кажутся довольно жесткими, но все же приходят к выводу retro bowl


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB