О НЕКОТОРЫХ СПОРНЫХ ВОПРОСАХ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ "ЛЕЗГИСТАН" В издательстве «Лотос» в 2011 г. вышла в свет энциклопедия проф. Даг. НИИП им. А.А. Тахо-Годи К.А. Акимова «Лезгистан». Она состоит из предисловия, 1850 статей – справок, списка использованной литературы. Тираж книги 1000 экз.Наступило время, когда каждый думает, что угодно можно писать, издать и еще навязать свое мнение другим. Такие труды никем не только не рецензируются и не контролируются.
А молчаливость тех, кого это касается, принимается в порядке вещей.Как пишет К. Акимов: «Лезгистан – страна лезгин, их этническая территория».
Прежде чем говорить о содержании так называемой энциклопедии «Лезгистан» следует выяснить, что подразумевается под Лезгистаном: это – государство, область, автономная республика, округ? Если да, когда и кем это республика признана, каковы функции, органы управления и т.д.
Если Лезгистан в Дагестане, то почему только Лезгистан, а где Таваспаран (Табарсаран), Даргиния, Лакия, Кумыкия, Аваристан, Цахуристан и другие владения и общества? А почему бы и нет.
Идею создания Лезгинской автономной республики в составе территории Южного Дагестана и Северного Азербайджана К. Акимов вынашивал в 90 г. XX в. Тогда еще его идею я назвал утопичной, так как на территории расселения лезгин возникли суверенные государства РФ и АР и между ними установлена и укреплена государственная граница.
Поэтому идея создания Лезгистана провалилась.
Теперь о том, какие народы имеет ввиду К. Акимов под выражением «лезгинский народ»?
В энциклопедии, изображая себя «патриотом» лезгинского народа, К. Акимов не стесняется своих суждений. Ему все равно как обращаться с другими народами, какой национальности они принадлежат.
Вопрос о взаимоотношениях народов требует чуткого, тактичного отношения. В этой связи разве прилично заставлять, тем более стремиться принуждать народы отказаться от своей национальной принадлежности? Это же безнравственно.
В свое время Г. Абдурагимов в ответ своим оппонентам говорил, что «Ваш цахурец – лезгин и останется им». Это явно пахнет жестким, наглым национализмом. Таково же отношение К. Акимова и его единомышленников в отношении табасаран, агулов, рутулов, пользуясь их молчаливостью, порядочностью.
По определению К. Акимова «лезгинский народ – это лезгины и лезгинские народности Азербайджана... и Дагестана (агулы, арчибы, рутулы, табасаранцы, цахуры), а под названием «Лезгистан» – их этническая территория (с. 3).
Энциклопедия на руках у многих читателей, в библиотеках. У читателей, особенно, у ученых, аспирантов, студентов, при знакомстве с книгой возникло множество вопросов, которых в ней касается автор.
Они обращаются ко мне, как ученому изучающему историю Дагестана, в том числе историю Табасарана, более полувека.
Особое внимание студенты, аспиранты и др. проявляют к тому, какую территорию подразумевает К. Акимов под Лезгистаном и почему он не знает и не признает такого известного с древности владения как Таваспаран (Табарсаран).
Территория расселения таваспаров подвергалась нашествиям Урарту, Мидии, Парфянского царства, киммерийцев, скифов.
Ведь известно, что в древности, на-ряду с предками лезгин, в Кавказскую Албанию входили таваспары, предки цахур, рутулов и т.д.С распадом Кавказской Албании на территории Южного Дагестана первое самостоятельное политическое образование воз-никло у предков табасаран -таваспаров. Об этом ясно пишут известные ученые Х.Х. Рамазанов и А.Р. Шихсаидов:
«Хотя и существовали отдельные племена или союзы племен в Южном Дагестане источники выделили в IV веке только Табасаран, очевидно, как наиболее сильное из них объединение» (Очерки истории южного Дагестана. 1964.С. 25) ЦК.
В XV-XVI вв. Табасаранское майсумство было одним из четырех крупных владений Дагестана. Оно включало в себя территорию нынеш-него Табасаранского, Хивского, часть Дербентского, Касумкентского райо-нов. (Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов. Указ. соч. С. 97).
А табасараны никогда не входили в лезгинские общества или владения.
В 1812 г. царское правительство создало Кюринское ханство, в которое вошли Кюринская плоскость, территория Курахского, Кошанского, Агульского и Ричинского союзов сельских обществ.
В 20 е годы XIX в. Кюринское ханство было присоединено к Казикумухскому ханству и правителем Кюра-Казикумухского ханства стал Аслан-хан.
Что касается названия Лезгистан. Да, был в истории Дагестана и Кавказа определенный этап, когда в XV1II-XIX вв. территорию Дагестана, а не политическое образование, путешественники называли Лезгистаном, а жителей естественно, лезгинами, как в свое время Черкесией называли не только территорию адыгов, но и более обширную территорию Северного Кавказа, а под черкесами подразумевали многих кавказских народов.
Вопреки антинаучному мнению К. Акимова и др. в исследованиях историков, этнографов, доказано, что табасаранский народ прошел самостоятельный путь развития. Это убедительно показано в моих трудах: «Из истории Табасарана XVIII – нач. XIX вв», «Очерки истории Табасарана», «Древние аборигены Кавказа» (Журнал «Эхо Кавказа» № 3, 1993г.), «У моего народа древние корни» (МД, 1992 № 27, июль) и других.
Под этнонимами леги, леки, лезги в некоторых источниках подразумевали почти всех дагестанских народов. Со временем по мере расширения сведений о народах Дагестана, более близкого знакомства с ними, этноним лезгин остался только за собственно лезгинами.О том, что уже в 60-х годах XIX в. термин лезгин начал использоваться в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, писали многие исследователи.
«Существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом, - писал П.К. Услар. Это название есть столь знакомое нам: лезги (ед.), лезгияр (мн.).
Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чIал есть кюринский язык.
Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой - либо другой из горских народов, (подчеркнуто нами – М.Г.).
Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки (т.е. азербайджанцы – М.Г.).
В годы волюнтаризма реализация политики «расцвета и сближения народов», последовательно воспитывавшая в массовом сознании представления о слиянии малых народов и этнических групп вокруг крупных, а также о не-престижности, ненужности и нецелесообразности знания языка своей национальности, притупляла национальное (этническое) самосознание народов.
Ведь должно быть известно К. Акимову и другим его единомышленникам, что некоторые «исследователи» в 40-60 годы XX в. ошибочно полагали, что экономические и культурные преобразования, происходившие в жизни горских народов, в том числе и народов Южного Дагестана, приведут к объединению малочисленных народов вокруг крупных и складыванию у горцев крупных наций европейского типа.
Жизнь доказала ошибочность положения выдуманного М. Ихиловым, А. Агаевым и др. о слиянии народов, согласно которой табасараны, цахуры, агулы, рутулы должны были объединяться вокруг лезгин.Название «народности лезгинской группы» также выдуманное, и коренным образом не соответствует своему содержанию. Народы Южного Дагестана, как самостоятельные, известны с древности.
Не случайно крупные ученые, заслуженные деятели науки РФ, профессора Х.Х. Рамазанов и А.Р. Шихсаидов свою книгу, в которой они освещают историю народов Южного Дагестана, издали под названием «Очерки истории южного Дагестана», тогда как М.М. Ихилов – приверженец антинаучной «теории слияния народов», озаглавил свою работу «Народности лезгинской группы», которая была подвергнута резкой критике специалистами, в том числе и нами в дипломной работе, еще в 1962г.
Древний и известный на Кавказе, в России и за ее пределами лезгинский народ, давший человечеству М. Ярагского, Е. Эмина, Г. Алкадари, С. Стальского, Г. Гаджибекова, Аливердиевых, Шихсаидовых и многих других личностей, не нуждается в увеличении численности своей национальности за счет табасаранов, агулов, цахуров, рутулов и других, как это пытаются делать К. Акимов и ему подобные.
Каждый народ, живущий на земле, вносит свою неповторимую лепту в проблему национальной специфики, своеобразия и этот вклад не находится в прямой пропорциональности от количества народа, размеров ареала его про-живания, от экономического потенциала.
М. Горький говорил: «Количество народа не влияет на качество таланта».
Поэтому термины «народы» и «малые» не созвучны.
Более подходящим был бы термин малочисленные народы. И этим малочисленным народам в продолжении всей своей истории приходится доказывать свою состоятельность и самобытность, добиться свое место под солнцем, право на творчество и его достойную оценку.
С недооценкой, отрицанием интеллектуальных возможностей малочисленных народов тесно связаны также непризнание за ними реальных исторических заслуг в общественном развитии и проистекающее отсюда извращение важнейших этапов истории, вообще вплоть до отрицания истории народа.
Еще в середине XIX в историю табасаранского народа отрицал И.Березин. Источники опровергают его античное мнение.Отстаивание своих национальных интересов нормально для любого народа и этноса. Забвение прошлого обрека-ет на бессмысленное существование целые поколения и народы.
«Вне этноса, – пишет JI.H. Гумилев, – нет ни одного человека на земле. Национальная принадлежность – неоспоримая реальность».
В годы волюнтаризма и застоя тех, кто изучал историю своего народа обвиняли в национализме. В те годы было модным изучение вопросов по насильственной консолидации так называемых «малых» народностей вокруг «крупных», при этом умоляя и даже отрешая историю «малых» народов в пользу «крупных».
Чтобы народы относились с уважением друг к другу, каждый из них должен осознавать себя свободным, самобытным с присущей ему духовностью, историей. Самим собой – и никаким.
Один народ не должен быть ассимилирован другим.Уверен, что рассуждения «теоретика» К. Акимова и ему подобных о создании суверенной автономной республики «Лезгистан» чужды лезгинскому народу, который является древним, дружественным для всех дагестанских народов.
С целью решения проблем лезгинского народа, проживающего в АР следует обратиться к властям АР, РФ и РД., а не заниматься антиконституционными писаниями.Работа К. Акимова явно заряжена идеей националистической. Националистические настроения в подобного рода работах, заполнивших постсоветское пространство сопрово-ждается плачем по якобы унизительному положению того или иного народа в настоящем, претензиями на государ-ственность, особый статус.
«А лезгины в своих обращениях, – сказано в энциклопедии «Лезгистан» – требуют соблюдения принципов демократии, паритета и ротации кадров – на первые должности в республике ставить представите-лей из своего народа, второго по численности народа в Дагестане» (С. 578).
Причины появления подобных работ заключаются в том, что такие труды затребованы нуждами какой-то определенной социальной группы, политической силы.В книге содержатся и другие необоснованные положения, противоречия. В этой связи нет особой необходимости останавливаться на конкретном анализе других вопросов. Зачастую они не заслуживают сколько-нибудь серьезного внимания к себе.
Однако необходимость критики выдвинутых отдельных тем обусловливается тем, что они получают весьма широкое распространение не только и не столько в научных изданиях, сколько через каналы самой массовой информации на страницах местных научно-популярных изданий, литературно-художественных журналов и газет, а также по телевидению и радио, вводя в заблуждение людей, слабо ориентирующихся в вопросах дагестанской истории, конкретно, их происхождения, расселения, политических образований.
Предисловие книги «Лезгистан» К. Акимов завершает словами: «Каждый человек должен знать историю, язык, культуру, литературу и искусство своего народа, чтобы чувствовать себя представителем данного этноса и хозяином земли, доставшейся ему от предков». Это совершенно правильный и справедливый подход со стороны автора, за-служивает уважения.
Но тогда уважаемый К. Акимов дайте табасаранскому, цахурскому, агульскому, рутульскому и другим народам, этносам гордиться своей национальностью, своим происхождением, своим местом и признанием в истории Дагестана, Кавказа и России.
Лет 15-20 тому назад М. Аджиев написал статью «Молчаливые табасараны», в которой справедливо подвергал критике руководителей районов, чиновников различного ранга, интеллигенцию за равнодушие и безответственность к проблемам табасаранского народа: развитию экономики, культуры, образования и т.д.
Пользуясь молчаливостью табасаранского народа, теперь К. Акимов и др. хотят заставить табасаран и другие народы отказаться от своей национальности.
Табасараны, агулы, рутулы, цахуры и другие народы, вопреки доводам К. Акимова, прошли тысячелетний путь самостоятельного развития, давно сделали вывод: как и прежде быть вместе с дагестанскими народами, в том числе и с лезгинским.
Многие представители лезгинского народа осуждают антинаучные, антиконституционные, националистические действия К. Акимова и ему подобных, подрывающих единство и дружбу лезгин с остальными народами Дагестана.
Самая авантюрная идея книги «Лезгистан» – это создание Лезгинской республики на территории расселения лезгин в Азербайджане и Дагестане, а также на территории Табасарана и остальных народов Южного Дагестана.
Этим самым табасаранский и другие народы К. Акимов втягивает в конфликты с Азербайджаном, а также с дагестанскими азербайджанцами.Уместно здесь отметить, что в 30 е годы ХХв. против создания табасаранской письменности выступили тюркофилы, которые считали вместо письменности на родном, табасаранском языке в школах ввести тюркскую (азербайджан-скую) письменность.
Но эта авантюрная идея тюркофилов, благодаря усилиям лезгина – интернационалиста Гаджибека Гаджибекова, провалилась.
Так что идеи К. Акимова о создании Лезгистана в составе Табасарана и идея так называемой «консолидации народностей лезгинской группы» также не имеют под собой ни какой реальной почвы.
В энциклопедии проскальзывается старая ихиловская ошибочная мысль, будто табасараны «лезгиноязычный народ».
В ответ этим рассуждениям надо сказать, что можно было бы согласиться с этим, если бы в табасаранских школах обучение учащихся проходило на лезгинском языке, если ученые, писатели писали бы свои работы на лезгинском языке, если табасараны владели бы лезгинским языком в широком смысле.
Так что у табасаран свой язык, который возник после распада дагестанского праязыка и своя письменность, которая возникла еще в эпоху Кавказской Албании.
Зададим себе вопрос, который наверняка мог возникнуть у многих читателей: «А стоит ли К. Акимов того, чтобы уделять ему такое повышенное внимание?
Не слишком ли много чести для фальсификатора, чтобы вести с ним дискуссии на столь серьезном уровне? Да, стоит, потому, что изложенное в псевдонаучном труде К. Акимова читатели могут воспринимать как правду, как результат последних научных достижений и открытий.
Тем более и будущие поколения это воспримут так, как пишет К. Акимов. Здесь нельзя молчать, история, потомки не простят нас за молчаливость.За свою историю таваспары (табасараны) входили лишь в Кавказскую Албанию, а более чем полутора тысячи лет прошли самостоятельный путь развития, а в конце XX- начале XXI вв. К. Акимов разными способами и методами табасаран загоняет в Лезгистан.
Спасибо за новый этап истории Табасарана.
Хочется спросить К. Акимова: кто уполномочил его решать проблемы табасаран, проводил ли он референдум среди них по вопросу о выходе из Дагестана и вхождении в Лезгистан?
Если изложенное не дойдет до Акимова К. по человечески, по совести, то он должен знать и запомнить, что у каждого народа есть свои права, за-крепленные Конституциями РФ и РД.
Табасаранский народ не только древний, но и один из конституционных народов Дагестана.В Конституции Республики Дагестан (ст. 57) написано: «Территория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан.
Административно территориальными единицами республиканского значения являются районы... Табасаранский, Хивский и др. всего 41 и города – 10». Далее: «Статус Республики Дагестан может быть изменен по взаимному согласию РФ и РД в соответствии с федеральным конституционным законом» (ст. 58).
Так что Лезгистан – республика витающая в мире мечтаний таких «патриотов», как К. Акимов.Курбан Халикович! Вы увлеклись и занимаетесь любовью к отдельно взятому своему народу. Это похвально. Но в то же время не помешало бы Вам любить человечество.
Лезгины и табасараны – соседние народы тысячелетиями отстаивавшие свою свободу и независимость, живущие в мире и согласии.
Истории известны многие примеры, когда рушились крупные империи, исчезали народы, полностью менялись языки, а
табасараны отстояли себя от многочисленных завоевателей, от ассимиляции, сохранили себя как самостоятельный народ.
Посягательство на самостоятельное развитие любого народа не только безнравственно, античеловечно, но и антиконституционно.
Магомед Гасанов, доктор исторических наук, профессор ДГПУ
Статья скопирована с сайта:tabasaran.ucoz.ru