Табасаранский Народный Сайт

Гъумц1уллар сат1и йихьай!!!
Текущее время: 19-04, 08:51

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: История Табасарана
СообщениеДобавлено: 15-02, 21:31 
Не в сети
Регьбер\Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-02, 10:45
Сообщения: 13
Откуда: Махачкала
Табасаранский ЯЗЫК ЗАНИМАЕТ 2 МЕСТО по сложности в МИРЕ в нём 46 падежей .

Табасараны имеют очень богатую историю. Во времена наивысшего могущества табасаранский правитель мог выставить 60-тысячную армию. Источник — армянский историк Егише.

Табасараны (самоназв. табасаранар, гъумгъумар, гъумц1уллар) — коренное население Дагестана. Они занимают юго-восточную часть предгорного Дагестана. Соседи Т. — лезгины, даргинцы, агулы, азербайджанцы, кумыки. На протяжении многовековой истории ни с одним из них у Т. не было конфликтов и столкновений на этнической основе. Р-ны с табасар. населением — Табасаранский, Хивский,Касумкентский, Дербент­ский. Т. проживают также в Махачкале, Дербенте, Дагестанские Огни, Каспийске и т.д. Численность Т. — в ЮФО — 131,4 тыс. чел.(2002). Из них в РД проживают 110,1 тыс. чел. (в 1989 г. — соответств. 78,2 тыс. чел.), остальные — в РФ, странах СНГ. Родным считают язык своей национальности 100 % Т. Т. антропологически относятся к балкано-кавказской ветви большой европеоидной расы.

Язык Т. принадлежит к нахско-дагест. группе сев.-кавказ. семьи. Лит. язык в советское время — на основе нитрикского диалекта. Распространены рус., азерб. языки. Рус. языком свободно владеют 59,8% Т. В средневековье у Т. была алб. письменность, с утверждением ислама укоренилась арабская. В XV—XVIII вв. создается общедагест. система письма на основе араб. (аджам), в советское время утвердилась письменность на рус. графич. основе. Просвещение до революции — на основе араб. письменности. Нач. образование для всех детей — богослужение, заучивание коранических текстов, грамматика — в мектебе; логика, право, арабская грамматика — в медресе; дальнейшая учеба была индивидуальной. Были единичные и светские школы. Однако грамотность мало связывалась с практической деятельностью и особенно с совр. европейской культурой. В советское время обучение в школах велось на рус. языке. На родном табасар. языке издаются газеты и журналы, публикуется художеств. лит., создан табасар. театр. В делопр-ве, в школе, в быту лит. язык малоупотребителен. Т. — мусульмане-сунниты. Ислам утвердился в Табасаране в X—XII вв., расцвет его пришелся на XII—XVII вв. В рамках араб. класс. науки и богословия развивалась и наука Т. Ее особенность — общедагест. характер.

Наиболее известные табасар. алимы: Шаабан и Мухаммед из Кюряга, Хасан и Гаджи-Магомед из Зирдага и др. Т. — древние аборигены края. На территории их расселения происходили общие для Вост. Кавказа соц.-эконом. и этнические процессы. Здесь прослеживается непрерывность соц.-эконом. и культур. развития, вхождение земли Т. в ареал формирования вост.-кавказ. этнокультурной общности. С III тыс. до н.э. происходит распад этой общности на этнокультурные субобщности, которые явились основой образовавшихся во II и I тыс. до н.э. дагест. племен, в т. ч. Т. Ареалом сложения табасар. племени служила приморская и предгорная часть южного Дагестана к северо-западу от Дербента.

Многочисл. материалы: этнографические, фольклорные, письменные — свидетельствуют о том, что Табасаран входил в состав Кавказ. Албании. С IV—V вв. эта обл. фигурирует в источниках как самостоятельная, а Т. — как одна из крупных дагест. народностей. Арм. автор Фавстос Бузанд (IV—V) сообщает о самостоят. войске «таваспаров». В другом сообщении назван «весь корпус Таваспарана». Древнеарм. автор Егише (V) перечисляет народы и племена, нахараров и вождей, которые были завербованы Васаком, в т. ч. и все войска Таваспарана «горного и равнинного, и всю крепостную (неприступную) страну гор». Уже в первых веках н.э. Т. боролись с кочевниками и др. завоевателями. В IV в. Табасаран был подвергнут нашествиям со стороны гуннов. Позже, в V—VI вв. гуннов здесь сменили сасанидские завоеватели. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против араб. завоевателей. араб. Карательный отряд завоевателя Джарраха разрушил многие табасар. сел., в т,. ч. Ерси, Дюбек, Зил Дарваг и др. Арабы увели 2000 пленных, 4000 голов лошадей, рогатого скота и овец, захватили массу оружия и разного имущества. На территории Табасарана они построили опорные пункты для распространения ислама — Камах, ал-Мухаммадия (Гимейди), Баб-вак (Дарвак) и др. С араб. завоеваниями связано и распространение ислама в Табасаране.

Период XI—XII вв. был временем дальнейшего развития феод. отношений в Табасаране .

XIII—XIV вв. характеризуются нашествием на Табасаран монголов, полчищ Тимура. К этому же времени относится объединение Табасарана вновь в единое полит. образование.

В XV—XVI вв. политически и экономически Табасаран усиливается. В его сев. части, с центром Хучни, образовалось кадийство, а в южной, с центром Джарах — майсумство. С распадом единого феод. владения — майсумства–возникли владения кадия, майсума и союзы сел. о-в.

В XVI—XVII вв. возрождаются рус.-дагест., в т. ч. и рус.-табасар. связи, которые усилились со времени Каспийского похода Петра I.

В 1-й пол. XVII в. Т. втягиваются в ирано-турецкие войны. Борьба с нашествием Надир-шаха — одна из героических страниц истории всех народов Дагестана, в т. ч. и Т.

В XVIII в. Табасаран продолжал оставаться раздробленным.

Период со 2-й пол. XVIII — по нач. XIX вв. характеризуется дальнейшим расширением взаимоотношений народов Дагестана, в т. ч. и Табасарана, с Россией и присоединением края к рус. государству (1813). С присоединением к России усилился гнет над крестьянами со стороны майсумов, кадиев и русского царизма. Результатом этого стала борьба против местных владетелей и царских колонизаторов.

Хотя территория Табасарана не входила в состав имамата Шамиля, Т. приняли участие в борьбе за независимость. Испытывая двойной гнет, колониальный и социальный, Т. неоднократно выражали протест в выступлениях, восстаниях. Особенно значительным было восстание 1877 г. Т. участвовали в борьбе в период революций 1905—1907 гг., 1917 г. Они выдвинули руководителей, возглавивших борьбу трудящихся Аллахверди Акимова, Бегляра Акимова, Тарикули Юзбекова, Дарчина Алимирзаева, Алибека Гасанова и др.

Становление производящего хоз-ва земледельцев и скотоводов у Т. произошло в неолите (VI до н.э.), а в эпоху бронзы и железа происходит подъем земледельческо-скотоводческого хоз-ва, рост террасного земледелия, садоводства, приручение животных и т.д.

В XVI—XVII вв. у Т. устанавливается окончат. хоз. специализация по естественно-экономическим зонам, складываются хоз.-культур. ареалы: равнин­ный, предгорный и горный. Основные занятия Т.: земледелие, скотоводство. Развиты были и домашние промыслы: обработка шерсти, дерева, камня, кожи, глины; практиковалось отходничество.

Современное хоз-во Т. базируются на традиц. занятиях, преобразованных на основе механизации и достижений научно-технической революции. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы.

Основу соц. организации Т. составляла сел. территориальная община — джамаат, базировавшаяся на общиной и совокупности частно­владельческих видов собственности (мульков). Общины образовывали союзы сел. о-в, независимые («вольные» в рус. историографии XIX в., их нередко называли «республиками») и частично зависимые от феодалов. Союзы иногда объединялись в союзы союзов (суперсоюз). Большинство Т. входило в суперсоюз «Дювек-Елеми», объединявший союзы общин — Чуркул, Хараг и др. Остальные Т. находились в разной степени зависимости от феод. владетелей — майсума и кадия.

Функции управления принадлежали общине, исключая интересы, касающиеся союза.

Военно-полит. и правовыми функциями наделялся преимущественно суперсоюз, имеющий для решения важнейших вопросов верховный орган — сход представителей. В промежутках между сходами этот союз управлялся высшим советом, состоявшим из влиятельных лиц.

Соц.-полит. и эконом. жизнь населения общины регулировалась адатом, испытавшим воздействие шариата. Нормы адата были обязательны для всех без исключения.

Во главе управления общины был сел. кавха, обладавший полнотой духовной и светской власти. О-во управлялось старшиной, исполнителем во главе с глашатаем. Наиболее важные вопросы выносились на сход общины. Тяжбы решались по адату (уголовные и гражданские) и шариату (религиозные, семейные, наследственные, по завещаниям, по гражданским искам).

Господствующая форма семьи Т. — малая семья, однако еще в нач. XX в. встречаются пережитки большой семейной организации в форме неразделенных крупных семей. Семьи входили в тухум — группу патрилинейных семей, ведущих происхож-дение от одного предка и имевших четко выражен ное родств., идеолог. и обществ., а не эконом. единство. Тухум не экзогамен, но и не обязательно эндогамен. Он представляет и обществ. единицу, отражая соц. и полит. деление сел. общины, сочленяясь с общинным управлением. В настоящее время господствует малая семья. Брак заключался и заключается в основном по шариату.

В матер. культуре Т., как и в хоз-ве, преобладают общедагест. черты. Поселения прошли несколько этапов: родственные (тухумные); крупные территориально-родственные; небольшие территориальные; советское деление.

Древнейшее жилище Т. — одна камера с очагом посередине. Развитие происходило путем этажирования, дробления камеры, присоединения новых построек. Наиболее распространено двухэтажное закрытое жилище с плоской крышей. В советское время тип и планировка в основном сохранились, но дома крупные, светлые, со множеством разнообразных по функциям помещений, с двухскатной шиферной или железной кровлей, с огородом и насаждениями.

Традиц. одежда Т. общедагест. типа различной формы и модификации. Пища Т. отражает древние земледельческие традиции и большую роль скотоводства в хоз-ве.

Культурные традиции Т. наглядно проявились в нар. творчестве, обрядности и искусстве. Они отражены в празднике первой борозды, весеннем празднике Нового года, обрядах вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца, завершения уборки урожая, начала весенних работ, выгона скота на пастбище, обрядах поклонения священным языческим рощам и деревьям. Продолжает развиваться зодчество: мечети, мосты, резьба по камню и дереву и т.д. Искусство получило наглядное выражение в декоративно-прикладном творчестве, изделиях камнерезов и гончаров, деревоотделочников и кожевенников, в ткацком деле и т.д. Разнообразен фольклор: легенды, сказки, предания, поговорки и пословицы, героические и лирические песни и т.д.

Мирза Калукский, Уруж Датильский, Новруз Саруханов, Мурадали Халагский, Жигер Кандикский, Гаджи-Юсуф Гурикский и др. — известные табасар. поэты.

В годы советской власти далеко за пределами Дагестана получили известность такие имена, как просветитель Т. Шалбузов; поэты и писатели А. Джафаров, Б. Митаров, М. Шамхалов, М. Митаров, А. Везиров, Б. Раджабов, Ю. Базутаев, Ш. Казиев, П. Асланов, Г. Омарова, П. Касумов, Ш. Шахмарданов, композитор К. Магомедов; ашуг Ярмет; певицы К. Авчиева; М. Казиева, проф. А.Г.Юсуфов, Б.Г. Ханмагомедов, С.О. Ханмагомедов, З.М. Загиров, В.М. Загиров, М.А. Алиев, А. Алиев и др.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Табасарана
СообщениеДобавлено: 15-01, 21:51 
Не в сети
Регьбер\Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Из истории героической борьбы народов Дагестана против иранских завоевателей в 30-40 гг. XVIII в.

История дагестанских народов знает немало примеров героической борьбы против иноземных завоевателей. Мужественно сражались они в
30-40-е годы XVIII в. против полчищ Надир-шаха.
На третьем Съезде народов Дагестана, характеризуя сложную обстановку в республике, Президент РД М.М. Магомедов в своем докладе подчеркнул: «Причиной сложившейся ситуации, на мой взгляд, является отступление дагестанцев или даже утрата ими общедагестанской идеи, которая отражала наше единство. Стержнем такой идеи была гордость за славное прошлое народов Дагестана, вековая дружба... Дагестанцы, воспитанные на такой идее, совершали великие исторические подвиги. Так было, когда наши народы общими усилиями громили войска грозных, жестоких завоевателей Тамерлана и Надир-шаха...».
Накануне нашествия иранских полчищ Дагестан был раздроблен на ряд феодальных владений и союзов сельских обществ.
Летом 1734 г. иранские войска вступили в Ширван, затем в Дагестан. На своем пути иранские завоеватели разрушали аулы, грабили жителей. Полчища Надира жестоко расправлялись с населением многих дагестанских обществ. Действия иранского завоевателя в Дагестане против Сурхай-хана были безуспешными.
В этот период обострились отношения между Ираном и Турцией. Заключив мирный договор с Турцией, в 1735 г. войска Надира совершили второй поход в Дагестан.
Походы иранских завоевателей вызывали упорное сопротивление со стороны горцев. Но все же превосходящие силы безжалостно расправлялись с населением Табасарана, Кайтага, Кази -Кумуха, других дагестанских владений и обществ.
В начале 1736 г. Надир (Тахмасп-Кули-хан) стал правителем Ирана с неограниченной властью – шахом. Своего брата Ибрагим-хана Надир-шах назначил правителем Азербайджана, Грузии, Армении и Дагестана.
Иранские завоеватели направляли в дагестанские владения войска с целью обложения горцев податью. Однако эти попытки успеха не имели. Горцы не покорились персам, им не удалось обложить горцев податью.
Не успели шахские войска переправиться через р. Аракс, как дагестанские народы возобновили борьбу с врагом. Восставшие нападали на иранские отряды, полчища Надир-шаха вновь двинулись в Дагестан.
По приказу Надир-шаха иранские завоеватели бесчинствовали в дагестанских обществах, на что горцы отвечали восстаниями.
Борьбу жителей Табасарана против иранских завоевателей возглавил поэт-воин Мирза Калукский. Он был руководителем табасаранских отрядов против иранских полчищ в Дюбеке, у Калук-дага, Нитрикской вершины, близ Куштиля и в других местностях.
В дагестанские владения походы совершал и брат Надир-шаха Ибрагим-хан, который проводил политику натравливания одних владетелей на других. С этой целью летом 1738г. он прибыл на Куру, куда пригласил Хасбулата, Сурхая, уцмия Ахмед-хана и Али-султана Цахурского, но за исключением последнего никто не явился на этот призыв.
Нa борьбу против завоевателей поднялись жители Джаро-Белоканских обществ, которые подвергались жестокой эксплуатации.
Ибрагим-хан, убедившись в готовности горцев сражаться до конца, решил силой покорить джарцев и их союзников - дагестанцев. С этой целью осенью 1738 г. во главе 32-тысячного отряда он вступил на территорию Джары и Тали. Иранское командование провело тщательную подготовку. Жители Джаро-Белоканских обществ также готовились к защите родных очагов. Они обратились за помощью к дагестанским владетелям - Сурхай-хану Казикумухскому и Магомед-Беку Цахурскому. Подкрепление к джарцам прибыло из Табасарана, Ахты-пара, Хыналыга, Кюре в количестве 20 тыс. человек.
Ибрагим-хан решил одним ударом покончить с восставшими. В свою очередь джарцы, когда появился отряд, возглавляемый Ибрагим-ханом, внезапно напали на иранские войска, которые были разгромлены, а Ибрагим-хан убит в сражении. Весть о гибели брата Ибрагим-хана дошла до Надир-шаха, когда он вел успешные войны с Индией. Узнав об этом, Надир-шах объявил своим военачальникам, что собирается мстить за брата. Для усмирения горцев Дагестана были направлены карательные отряды. Это, в свою очередь, вызывало антииранские восстания, которые тревожили Надир-шаха. Завершив поход в Среднюю Азию, иранский шах тщательно стал готовить нашествие на Дагестан.
Против дагестанских горцев Надир-шах направил значительные военные силы.
Народы Дагестана, которые подвергались неоднократным нашествиям полчищ Надир-шаха, оказывали отчаянное сопротивление.
В 1741г. иранский шах направил в Дагестан с целью покорения горцев несколько крупных отрядов. Для осуществления своих планов Надир-шах применил тактику трехстороннего наступления. Следует отметить, что Мухаммад-Казим подробно описывает борьбу жителей Дагестана, в частности Табасарана, но не всегда называет места, где происходили сражения. Надир приказал стереть с лица земли жителей Табасарана. Иранский шах приказал одному отряду, состоявшему из двух тысяч хорасанских стрелков, пойти на Табсаран и занять все ущелья, чтобы ни один из жителей не мог выйти из своих мест. Однако табасараны выставили своих воинов и преградили путь кызылбашам. Одно из крупных сражений горцев против полчищ Надир-шаха состоялось у сел. Дюбек, куда на помощь табасаранам пришли лезгины, кайтаги, лакцы, аварцы и др. Мухаммад-Казим пишет: «Со всех сторон Дагестана пришло много лезгин на помощь табасаранам».
Пo данным историка Надир-шаха Мухаммада-Казима, битва продолжалась четверо суток и закончилась поражением шахских войск. Вырвавшиеся из окружения раненые разведчики доложили шаху итоги сражения следующим образом: «Из места Барсарли и Дюбек прибыли лезгины и сражались с нами. Численно лезгин было больше, и мы не выдержали их натиска и отвернулись с поля битвы». Вернувшийся из разведки специальный отряд после изучения обстановки на поле боя подтвердил, что «Сурхай, Рустам-хан Барсарли, Хасан-бек, Мамай-бек, Бек-Али, Амир-Хамза Муртаза-Кули султан примерно с шестьюдесятью тысячами человек расположились на стоянке Дюбек и хотят сражаться с владыкой - мирозавоевателем».
Получив это известие, сам Надир-шах поспешил к аулу Дюбек, надеясь разгромить горцев в открытом бою. Но те успели занять вершины и склоны горы у входа в главное ущелье и преградили путь противнику. В сражении Надир-шах был ранен в руку. С целью расправы с горцами иранский шах принял дополнительные меры. Для прорыва из окружения шах свел свои силы в три отряда с конкретной задачей для каждого: 12 тысяч хорсанских стрелков под командованием Заман-бека и Исмаил-бека и 10 тысяч узбеков во главе с Рагим-ханом должны были сражаться с табасаранами, а третий отряд в 11 тысяч человек идти к Дюбек для подавления этого очага сопротивления.
Однако горцы снова расстроили планы Надир-шаха. Не вступая в прямую схватку с превосходящими силами врага, они ушли на высокогорные вершины, куда к ним на помощь прибыло 10 тысяч аварцев. Как отмечает источник, «различные народы Дагестана перед лицом внешних врагов сплотились и рука об руку вели борьбу против иноземных завоевателей».
Как считает проф. P.M. Магомедов, Дюбекское сражение мало чем уступает Андалалскому и Капкайскому сражениям.
Истребив жителей Табасарапа, Надир занял Кайтаг, затем вступил в Кази-Кумух. Казикумухцы и кайтагцы подняли восстание, в котором участвовали и остальные дагестанские горцы.
В 1741г. иранские полчища двинулись также на жителей джарских обществ и жестоко расправились с ними. Одновременно Надир-шах готовился к покорению остальных дагестанских горцев. С этой целью он решил подкупить дагестанских владетелей. Однако попытки шаха по привлечению их на свою сторону не дали ожидаемого эффекта. Известие об очередном нашествии иранских завоевателей на Дагестан еще сильнее сплотило дагестанские народы. Так, Сурхай-хан принял срочные меры по обороне своих границ, шамхал Хасбулат не решался открыто выступить в поддержку завоевателей и т.д. Горские старейшины категорически отказывались от подачек иранского правителя.
Политика подкупа и угроз, шантажа и «ласкания», проводимая иранским шахом в отношении дагестанских горцев, не увенчалась успехом.
В начале осени 1741г. войска Надир-шаха двинулись в горы. Он обосновал свою ставку на удобном месте Турчидагского перевала, а часть войск двинул на жителей лакских селений Ханар, Камахи, Паласма, Ури, Вараими, Мукар и др. Другая часть иранской армии направилась на жителей андалалских сел: Бухи, Шитли, Мегеб, Обох, Чох, Согратль и др. Горцы оказывали упорное сопротивление завоевателям.
Против непокорных горцев иранский шах применял жестокие методы, подвергая их террору, ограблению и насильственному переселению за пределы края. Однако этими мерами Надир-шаху не удалось склонить их к покорности.
Узнав о наступлении иранских полчищ, в Дагестане шла усиленная подготовка к борьбе с врагом.
Вопросы борьбы с иранскими полчищами обсуждались на созданном военном Совете. Одно из главных сражений произошло в местности Хициб. Используя природные условия края, горцы уничтожали завоевателей повсюду. Сражение на территории Андалалской долины продолжалось в течение пяти дней. Горцам-воинам, сражавшимся с иранскими полчищами, всевозможную помощь оказывали старики, дети, женщины.
В борьбе против иранских полчищ объединялись разрозненные силы горцев. Из тыла вражеских войск пробирались в Аварию лакцы, даргинцы, кумыки, лезгины, табасараны из других дагестанских обществ. Отряд из Табасарана в Андалале возглавил поэт-воин Мирза Калукский, где он погиб от тяжелых ран.
В конце сентября 1741г. полчища Надир-шаха отступили из Аварии, отступление его войск превратилось в паническое бегство. Он отступил в Южный Дагестан, где готовился к затяжной войне против дагестанских горцев. Разбитые части армии Надир-шаха отступили к Дербенту с тем, чтобы вести затяжную войну.
Потерпев поражения в боях с дагестанскими народами, Надир-щах приступил к реализации новой тактики, надеясь таким способом добиться своих прежних глобальных целей. Для их осуществления он занялся строительством сторожевых постов, а также укреплений. Северо-западнее Дербента, в естественно укрепленной территории между селениями Рукель, Камах, Джалган, Гимейди, Мугарты и др. для шахской армии был укреплен хорошо охраняемый лагерь, который получил название «Иран-Хараб» (т.е. разруха Ирана). Сюда были переведены гарем и казна диктатора Ирана, а также все продовольственные запасы, доставленные из Закавказья и внутреннего Ирана.
В шахский лагерь «Иран-Хараб» свозились запасы провианта из различных районов Персии. Наместникам шаха в провинциях было дано указание собрать 9 млн рублей и укомплектовать 25-тысячный отборный корпус для карательных операций против горцев. Им же предлагалось быть наготове, чтобы отправить в Дагестан дополнительные войска.
Из своих укреплений Надир-шах систематически совершал неожиданные, разбойнические походы на лезгинские, табасаранские, кайтагские села. Так, в октябре 1741г. Надир-шах послал значительный отряд против жителей Табасарана и Кайтага, но шахские войска были разбиты. Последствия набегов шахских войск для горцев были тяжелыми: уничтожались посевы, сады, разрушались жилища, угоняли скот. Все это вызывало у местных жителей ненависть к завоевателям. В первые же дни после отступления шаха с гор 5 тысяч воинов из Табасарана атаковали крепость Кабир и истребили 2000 человек из восьмитысячного гарнизона, а остальных вынудили бежать.
С наступлением зимы дагестанские горцы не прекратили нападения на шахские войска. Войска Надир-шаха страдали также от недостатка продовольствия.
В начале 1742 г. шах возобновил военные действия против дагестанских народов. С наступлением весны Надир-шах во главе 30-тысячного войска неоднократно обрушивался на Табасаран и каждый раз отступал с большими потерями.
Иранский шах основательно подготовился к борьбе с горцами, в Дагестан двинул отборные военные силы.
В операциях, связанных с борьбой в местности «Иран-Хараб», участвовали не только жители Кайтага, Табасарана и других обществ, владений Южного Дагестана, но и жители более отдаленных районов Дагестана.
По данным Мухаммад-Казима, Надир-шах за свои неудачи в борьбе с горцами жестоко расправился со своими военачальниками.
Эти неудачи заставили Надир-шаха и его войска покинуть Дагестан, они вынуждены были зимовать в Ширване, Мугане, Крабаге, Шемахе и др. владениях.
Следует отметить, что и после этого поражения Надир-шаха не покидала мысль о покорении народов Дагестана. Иранский шах продолжал свои походы в дагестанские владения, в свою очередь и жители дагестанских обществ оказывали решительное сопротивление шахским войскам.
Народы Дагестана сложили множество легенд, сказаний, повествующих о борьбе против иноземных завоевателей. Даже беглый обзор имеющихся источников, сохранившиеся исторические предания и данные топонимики свидетельствуют об упорной борьбе горцев против завоевателей.
Среди них особое место занимают легенды о борьбе против войск Надир-шаха. Почти в каждом селении бытуют легенды о борьбе с иранскими полчищами. Краткое содержание легенд таково, что шахские войска поголовно истребляли все трудоспособное население, а женщин с грудными младенцами и малолетними детьми собирали на ток - площадку для молотьбы, устраивали по ним скачки и молотили копытами коней. Топонимика почти каждого аула сохранила следы пребывания войск Надир-шаха.
Суммируя изложенный материал, можно сказать, что в 30-40-е гг. XVIII в. дагестанские народы совместно поднялись на борьбу против грозного завоевателя.
В борьбе против полчищ Надира наглядно проявились такие качества, как мужество, стойкость, а также солидарность всех дагестанских народов. С другой стороны, нашествия персидских завоевателей в Дагестан принесли горцам неисчислимые бедствия. В войне погибло множество людей, были разрушены сотни аулов, угнан скот, разрушены внутренние и внешние связи. Все это тяжело отразилось на дальнейшей жизни народов края.
Итак, многолетняя совместная и самоотверженная борьба дагестанских народов против полчищ Надир-шаха завершилась разгромом завоевателей. Она прошла ряд этапов. Один из них охватывает 1734-1738 гг., когда народы Дагестана начали активную борьбу против надировских полчищ за свою свободу и независимость. Решающей фазой борьбы горцев следует считать период 1739-1742 гг., когда дагестанские народы разгромили иранских завоевателей в сражениях, состоявшихся в Дюбеке, на Турчи-Даге, Андалале, «Иран-Хараб» и др. местах. В 1743-1745 гг. продолжалась борьба народов Дагестана против Надир-шаха совместно с населением Азербайджана.
Основной движущей силой борьбы горцев был трудовой народ. Активную роль играли также многие феодальные правители, аульская верхушка и духовные лица.
В ходе борьбы против иранских полчищ выдвинулись лица, руководившие сражениями: Сурхай-хан, Муртуза-Али, Магомед-хан, Ахмед-хан Кайтагский, Пир-Магомед, Ахмед-хан Мехтулинский, Мирза Калукский и др.
Более чем десятилетняя борьба народов Дагестана против иранских завоевателей имела международное значение. Совместная героическая борьба дагестанских горцев подорвала военно-политическую мощь Ирана.
За ходом борьбы горцев следили в Петербурге, Константинополе, Париже и Лондоне. Неоспоримым фактом истории остаются военные успехи Надир-шаха в борьбе с Османской империей, в расширении иранского влияния на народы Средней Азии и Индии. С этой точки зрения, планы «грозы вселенной» по выходу к Черному морю, по овладению бассейном Каспийского моря, Поволжьем путем нашествия на Россию до 1741 г. были достаточно реальными. Если бы это случилось, появилась бы азиатская сверхдержава, в которой многие страны и народы потеряли бы самостоятельность и подверглись бы ассимиляции.
Героическая, свободолюбивая борьба дагестанских горцев вдохновила на выступления народные массы во владениях Кавказа, Средней Азии и других регионов. Поэтому международное значение борьбы народов Дагестана над полчищами Надир-шаха было значительным, повлиявшим на судьбу десятков народов и стран.
Тем самым горцы Дагестана своей упорной борьбой не только сохранили свою свободу и независимость, но и сорвали замыслы «грозы вселенной» о мировом господстве.
Подводя итог, следует отметить, что борьба дагестанских горцев против иранских завоевателей была Отечественной войной, которую вели народы Дагестана за свою свободу и независимость. На всех этапах войны на территории Дагестана происходили упорные сражения, наиболее ожесточенными из которых были Джаникское, Канкайское, Дюбекское, Кора-Корейшское, Турчидагское, Андалалское, «Иран-Хараб», («Гибель Ирана»). В разгром иранских завоевателей свой вклад внесли все дагестанские народы и этнические группы.

_________________
История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB