Адаты по брачным делам
Всякий мужчина, желающий жениться на девушке или вдове, должен заплатить за нее условленную плату (елпулу) ее родственникам, а за неимением их – опекуну.
Если мужчина, сватая девушку из другого семейства, условливается в свою очередь выдать за кого-нибудь из членов того семейства, свою сестру или дочь, то в таком случае елпулу не платилось и обмен этот назывался дигиш апIуб(гьюрюхюб).
Если при этом сватовстве девица одной стороны не достигла еще возраста, в который дозволяется вступать в брак, то ее сторона доплачивала, по условию, тому семейству, из которого бралась совершеннолетняя девушка.
Обручение совершалось следующим образом: со стороны жениха назначается два человека сватов, которые приходят в дом невесты и приносят, по обыкновению, лишан, состоящий из кольца, платка и других подарков; по принятии их, девица считается обрученною невестой и не имеет права отказаться от своего жениха, в противном же случае родственники ее обязаны возвратить жениху все расходы вдвое, а если жених откажется от своей невесты, то лишается подарков, присланных во время обручения в дом невесты, как не получает и издержек, произведенных при сватовстве.
Отец имеет полное право распорядиться дочерью, один он может выдать ее замуж против ее желания; остальные родственники не вправе распоряжаться ей. Если какую-нибудь девушку отец просватал за кого-нибудь и до совершения кьабина умер, то девушка та может отказаться от своего жениха и родственники ее, не имея права заставить ее выйти замуж за своего жениха, обязаны удовлетворить последнего, как сказано выше.
Если два семейства породнились между собой, то есть обручили один у другого девушек, и у кого-нибудь из этих семейств умерла девушка, то родные и родственники ее обязаны выдать другую, в противном же случае обязаны выплатить елпулу.
Определенной цены елпулу не было; оно совершенно зависело от обоюдных условий и доходило от 100 до 400 рублей. Обыкновенно, за девушку платилось больше, нежели за вдову.
За исключением елпулу назначается кьабин, то есть жених записывает жене своей кьабинные деньги: если невеста девица, то от 15 до 40 рублей, а если вдова, то от 5 до 20 рублей, что составляет неотъемлемую собственность женщины. Если по совершении кьабина девушка окажется нецеломудренной, то жених ее имеет право потребовать от родителей девушки возврата елпулу и развестись с ней.
Муж имеет право во всякое время дать развод своей жене, причем обязан удовлетворить ее кьабинными деньгами и возвратить ей все то, что она принесла из дома своих родителей, исключая те вещи, которые сделаны не по желанию жениха, а по воле родных ее.
Жена имеет право требовать развода от своего мужа только в трех случаях: а) если муж не в состоянии исполнять своих супружеских обязанностей; б) если он заражен прилипчивой болезнью и в) если, по бедности своей, он не в состоянии прилично содержать ее.
Адаты по прелюбодеяниям и похищениям женщин
Кто уведет девицу, тот обязан склонить родственников ее разрешить ему совершить с ней кьабин и помириться. Если отец ее жив, то без его согласия кьабин не может быть совершен, а если отца нет в живых, то и без согласия остальных родственников, по одному лишь согласию девицы, кьабин совершается. За разрешение совершить кьабин, отец получает от похитителя 600 рублей и мирится с ним. Если при похищении девицы родственники ее догонят похитителя и убьют обоих, то за убийство не преследуются.
Если кто похитит просватанную девушку и скроется с ней, то родители ее обязаны возвратить жениху все то, что им издержано во время сватовства по день похищения их дочери, и ему предоставляется право преследовать похитителя. Если во время преследования похитителя с похищенной, родственники последней убьют первого, а девушка успеет скрыться, то они за убийство не отвечают, если родственники похитителя не прияли похищенной к себе в дом. Если бы она вошла в их дом и они пожелали бы принять ее в свое семейство, рассчитывая совершить кьабин за брата убитого при похищении ее, то могут сделать предложение ее родителям, чтобы они далее не преследовали ее, что и они со своей стороны не будут искать крови своего сына. В таком случае совершается кьабин и они между собой мирятся. Если бы девушка вошла не в дом своего похитителя, а в чей-либо посторонний, то хозяин дома ее ни за что не выдает, и если бы он пожелал взять ее за себя или за кого-нибудь из членов своего семейства, то обязан просить на то согласие у отца убитого и у ее отца, а главное у отца первого, без чего кьабин не может быть совершен. Кроме того, желающий взять эту девушку за кого-нибудь из членов своего семейства, может заплатить за кровь убитого похитителя и совершить кьабин. Если бы эта девушка во время преследования вбежала в дом бека, то она освобождалась от преследования, но поступала в вечные рабыни бека, который распоряжался ей по собственному усмотрению. С похитителя взыскивался штраф – шесть штук рогатого скота в пользу общества.
Кто уведет вдову, с того взыскивается штраф – три штуки рогатого скота, и с ее согласия совершается кьабин.
Кто похитит чужую жену, тот преследуется мужем и родственниками ее; если во время преследования муж догонит и убьет обоих бежавших, то за убийство их не преследуется. Если он убьет похитителя, а жену примет к себе в дом, то отвечает за кровь. Если убьет ее, а похититель скроется, то он за убийство жены не преследуется, а сам преследует похитителя, и вечно не мирится с ним. Если похититель успел скрыться с похищенной, то от мужа зависит дать развод своей жене, или вечно преследовать их обоих. До развода они оба его враги, а после дачи развода муж не вправе преследовать ее, а уже преследует одного похитителя. Если до дачи мужем развода жене своей, похититель будет хлопотать о примирении, то муж может требовать сколько ему угодно, но не выше цены крови, то есть 600 рублей, а если сам дает развод жене своей, то во время примирения может получить от похитителя только полкрови, то есть 300 рублей; за остальные полкрови похититель покупает у родителей похищенной позволение на совершение кьабина, которые могут дать согласие на кьабин и ничего не взявши. Если бы похищенная по какому-либо случаю отказалась от своего похитителя (чего однако, до сего времени не случалось), то обязана половину убытка, понесенного через похищение ее, возвратить похитителю.
Если кто лишит невинности девушку и она, придя домой скажет о том своим родным, то родные требуют от названного девушкой виновного очистительной с сорока лицами присяги; если он не в состоянии очиститься и если отец убьет дочь свою, то виновный платит штраф – шесть штук рогатого скота в пользу общества и сам делается отца лишенной им невинности девушки, а если отец не убьет своей дочери, то виновный кроме штрафа в пользу общества, платит отцу ее 60 рублей.
Лишивший девственности девушку не может против желания отца ее жениться на ней, а если отец девушки пожелает выдать ее за растлителя, то хотя бы виновный и не желает того, совершается кьабин.
За изнасилование вдовы с виновного взыскивается штраф – три штуки рогатого скота.
Если изнасилована замужняя женщина, то муж ее требует от виновного очистительной присяги с сорока лицами; если он не успеет очиститься, и то в таком только случае, если муж убьет свою жену; в противном же случае убить виновного запрещается. С него взыскивается шесть штук рогатого скота в пользу общества и 60 рублей в пользу мужа.
Адаты по убийствам
Если муж убьет жену, то обязан удовлетворить за кровь родственников ее и заплатить в пользу общества штраф.
Если жена убьет своего мужа, то обязана удовлетворить за кровь родственников мужа и уплатить штраф в пользу общества.
Кто, заставши жену свою с любовником, убьет их обоих на месте, тот не отвечает за убийство.
Если он убьет одного любовника, а жену оставит у себя, то обязан удовлетворить родственников убитого за кровь и заплатить обществу штраф.
Если он убьет жену, а любовник успеет скрыться, то за убийство жены не отвечает, но преследует ее любовника.
Если он убьет любовника, а жена успеет скрыться и он оставит ее без преследования, то обязан удовлетворить за его кровь, а если хотя бы и через некоторое время убьет жену свою, то за кровь любовника ее не отвечает.
Кто убьет беременную женщину, тот платит за кровь, как ее, так и плода ее: если плод мужского пола, то платит полторы крови, а если женского пола или по незрелости его нельзя различить, то платит одну кровь.
_________________ История Таваспарана важна для Табасаранского народа, и мы ее изучим!!!
|